1. SKIP_MENU
  2. SKIP_CONTENT
  3. SKIP_FOOTER

 

 

О кафедре

Адрес: 210038, Витебск
Московский проспект, д.33, ауд. 608.
Тел.: (8-0212) 58-96-73
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В 1974 г. основана как кафедра языка и литературы; с 1982 г. – кафедра русского и белорусского языков; с 1988 г. – кафедра русского языка и литературы; с 1991 – кафедра русского языка; с 1997 г. – кафедра общего и русского языкознания.

Первый коллектив кафедры: З.А.Андрианова (выпускница МОПИ), Л.М.Вардомацкий (выпускник МГПИ им. А.М. Горького), А.С. Емельянов (выпускник МГПИ им. А.М. Горького), А.Н.Конопелько (выпускник МГПИ им. А.М. Горького), А.М. Мезенко (выпускница МГПИ им. А.М. Горького).

Традиции кафедры
• организация чтения специальных курсов ведущими учеными Беларуси, ближнего и дальнего зарубежья,
• проведение студенческих олимпиад по русскому языку и методике его преподавания,
• встречи со студентами в рамках Недели знаний,
• выезды на экскурсии по памятным местам Беларуси,
• организация выездных заседаний кафедры,
• встречи с известными людьми Витебщины.

На протяжении лет состав кафедры несколько менялся:

kaf obrusyaz do 2007
До 2007 года

 

kaf obrusyaz do 2010
До 2010 года

 

Department
До 2012 года

 

kaf obrusyaz

Кафедра общего и русского языкознания в настоящее время: (с дипломом) Мезенко А.М. (профессор, завкафедрой); (слева направо): Муратова Е.Ю. (доцент), Вардомацкий Л.М. (доцент), Сосновская Е.А. (преподаватель), Скребнева Т.В. (доцент), Захарова Н.А. (ведущий лаборант), Горегляд Е.Н. (доцент), Деревяго А.Н. (доцент, замдекана по учебной работе), Синкевич Т.И. (старший преподаватель), Слесарева Т.П. (доцент, зам.завкафедрой), Маслова В.А. (профессор), Николаенко С.В. (доцент, декан факультета), Генкин В.М. (доцент).

 

Персоналии

Фото ФИО Должность Ученая степень Учёное звание
Мезенко Анна Михайловна Заведующий кафедройДоктор филологических наукПрофессор
Маслова Валентина Авраамовна ПрофессорДоктор филологических наукПрофессор
Николаенко Сергей Владимирович Декан, ДоцентКандидат наукДоцент
Деревяго Анна Николаевна ДоцентКандидат филологических наукДоцент
Генкин Владимир Максимович ДоцентКандидат филологических наукДоцент
Горнак Валерий Владимирович ДоцентКандидат филологических наукДоцент
Вардомацкий Леонид Михайлович ДоцентКандидат филологических наукДочент
Горегляд Елена Николаевна ДоцентКандидат филологических наукДоцент
Слесарева Татьяна Петровна ДоцентКандидат филологических наукДоцент
Муратова Елена Юрьевна ДоцентКандидат филологических наукДоцент
Скребнева Татьяна Владимировна Старший преподавательКандидат филологических наукНет учёного звания
Синкевич Татьяна Ивановна Старший преподавательНет степениНет учёного звания
Шахметова Светлана Николаевна Лаборант кафедрыНет степениНет звания

 

Научная работа

Тематика исследований:
• Язык и культура Белорусского Поозерья: история и современность;
• Витебщина и Смоленщина в языковых, литературных и культурных контактах: история и современное состояние.
• с 1991 года на базе кафедры проводится Международная научная конференция «Белорусско-русско-польское сопоставительное языкознание и литературоведение» (в 2013 году предполагается проведение девятой конференции).

Научно-исследовательская работа со студентами
• работает научный кружок «Вопросы русской и белорусской диалектологии и ономастики»;
• за последние три года на Республиканский конкурс было представлено 15 студенческих научных работ, 13 из которых отмечены дипломами I и II степени.

Научные связи кафедры
• ГНУ «Центр исследования белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси»,
• Институт языкознания АН РФ,
• Варшавский университет (Польша),
• Белостокский университет (Польша),
• Зеленогурский университет (Польша),
• Поморская педагогическая академия (Польша),
• Университет Ватерлоо (Канада),
• Славянский государственный педагогический университет (Украина),
• Смоленский государственный университет,
• Южноукраинский национальный педагогический университет им. К.Ушинского,
• Даугавпилсский университет,
• Каменец-Подольский национальный университет им. И.Огиенко,
• Национальный Таврический университет им.В.И.Вернадского,
• Славянский университет Республики Молдова,
• Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова.

Связи кафедры с учреждениями образования
• чтение специальных курсов углубленного изучения русского языка в гимназиях, лицеях, средних школах,
• работа на базе учебно-научно-консультационно-лингвистического центра (УНКЛЦ) при ГОУ «Гимназия №2» г.Витебска,
• чтение курсов лекций в Витебском областном Институте развития образования,
• ежегодная работа в жюри областных и республиканских олимпиад по русскому языку среди школьников и учащихся колледжей,
• подготовка школьников области к республиканской олимпиаде по русскому языку,
• организация работы школьного кружка «Собственные имена во времени и пространстве».

Высока публикационная активность членов кафедры 

 

publicatcii1 publicatcii2
publicatcii3 publicatcii4
publicatcii5 publicatcii6

 

 

Организация работы школьного ономастического кружка

kruzhok1В настоящее время интерес к ономастическому материалу с точки зрения возможности его использования в школьном образовательном процессе неуклонно возрастает, однако методический аспект изучения имен собственных в школе в достаточной степени не разработан.

В Беларуси становление ономастической лингводидактики связано с именем А.К. Устинович, подготовившей цикл публикаций «Гурток "Тваё імя"» для журнала «Беларуская мова і літаратура ў школе» (1988–1990 гг.), в России – с деятельностью региональных ономастических центров в Пензе (В.Д. Бондалетов), Смоленске (И.А. Королева), Владивостоке (О.Л. Рублева), Барнауле (И.А. Воробьева) и др.

На базе филиала кафедры общего и русского языкознания в ГУО «Гимназия № 2 г. Витебска» в 2012–2013 учебном году начал работу интегрированный научный кружок «Имена собственные во времени и пространстве», членами которого являются ученики старших классов гимназии и студенты 3–5 курсов филологического факультета ВГУ имени П.М. Машерова. Для гимназистов членство в кружке должно стать эффективным средством формирования лингвистической, лингвокультурологической, ономастической компетенций, исследовательских навыков, повышения интереса к изучению русского языка и литературы. В свою очередь для студентов участие в подготовке и проведении заседаний кружка способствует приобретению профессиональных знаний и умений, представляет возможности для апробации и практического внедрения результатов курсовых и дипломных проектов, углубленного освоения курса «Ономастика». Общие собрания кружка проводятся раз в месяц.

Научно-исследовательский проект, реализуемый на базе гимназии № 2, называется «Ономастическое пространство учреждения образования» и имеет своей целью создание комплексной модели ономастического пространства современного образовательного учреждения.

Исследовательские задачи проекта:
1) описать актуальные для коллектива учащихся онимические единицы (антропонимы, топонимы, зоонимы, прагматонимы) во всех употребляемых формах и вариантах;
2) изучить факторы, детерминирующие выбор и использование различных форм и вариантов онимических единиц (на примере личных имен, прозвищ, ников, зоонимов);
3) выявить особенности употребления онимов в учреждении образования в бытовой и официальной сферах общения;
4) представить ономастическое пространство образовательного учреждения в виде полевой структуры.

Реализация описываемого проекта включает 3 этапа:
1) исследование антропонимии учреждения образования;
2) анализ топонимии и зоонимии;
3) выявление особенностей прагматонимии.

Научная тема, определенная в рамках проекта на 2012–2013 учебный год, – «Антропонимикон гимназии № 2 г. Витебска».

Цель исследования состоит в выявлении количественно-качественных особенностей именника современного поколения витеблян. В соответствии с поставленной целью к настоящему времени решены следующие задачи:
1) собраны и систематизированы личные имена учащихся гимназии;
2) выявлена этимологическая характеристика зафиксированных мужских и женских личных именований;
3) установлена частотность употребления имен;
4) в ходе анкетирования определены номинативные приоритеты современных родителей.

Используемый метод проектов поддерживает компетентностно-ориентированный подход в образовании, позволяет развивать умения школьников ориентироваться в информационном пространстве и критически его осмысливать, сделать исследовательский процесс личностно значимым для каждого его участника.

kruzhok2 kruzhok3 kruzhok4

 

Научные школы

Витебская научная школа «Актуальные проблемы ономастики»

Витебская научная школа «Актуальные проблемы ономастики» – одна из ведущих классических белорусских научно-исследовательских школ, основанная в 2001 году доктором филологических наук профессором А.М.Мезенко на базе кафедры общего и русского языкознания Витебского государственного университета им. П.М.Машерова. Научная тема «Витебщина в названиях улиц» включена в Программу Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований. Сегодня в рамках Витебской ономастической школы работают 16 исследователей, большая часть которых – сотрудники Витебского государственного университета им. П.М.Машерова. Лидерами научной школы являются кандидаты филологических наук доценты кафедры общего и русского языкознания В.М.Генкин, А.Н.Деревяго. В исследовательское ядро входят 7 кандидатов филологических наук, 2 старших преподавателя, аспиранты, магистранты. К разработке проблемы привлечены сотрудники отдела белорусоведения и краеведения Витебского областного объединения по организации внешкольной работы с детьми и подростками, учителя, руководители краеведческих и этнографических кружков шестнадцати школ Витебска.

На базе кафедры работает «Школа лингвокультурологии», возглавляемая доктором филологических наук профессором Масловой В.А. В рамках работы школы активно разрабатываются два направления: «Лингвокультурология» и «Филологический анализ художественного текста». По каждому из направлений разработаны и ежегодно читаются спецкурсы и спецсеминары. Защищено несколько кандидатских и магистерских диссертаций, написаны дипломные работы.

Учебный процесс

Кафедра обеспечивает

  • подготовку по специальностям:

• «Русская филология» (основные направления: Литературно-редакционная деятельность, Русский язык как иностранный),
• «Романо-германская филология», «Русский язык и литература» (заочно) (первая ступень высшего образования);
• 1-21 80 02 Славянские языки;
• 1-21 80 06 Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание (вторая ступень высшего образования);
• 10.02.02 – Русский язык (аспирантура);

uch process 1 uch process 2
  • преподавание на юридическом, историческом, биологическом, художественно-графическом факультетах, факультете социальной педагогики и психологии; факультете белорусской филологии и культуры учебных дисциплин

Введение в языкознание
Современный русский язык
Белорусский язык: практикум по развитию устной и письменной речи
Введение в славянскую филологию
Введение в специальность «Русский язык как иностранный»
Делопроизводство
Диалектология
Имя собственное в художественном тексте
Инновационные технологии в языкознании и методика его преподавания
Историческая грамматика русского языка
История и теория лингвистических учений
История лингвистических учений
История научной терминологии
История русистики
История русского литературного языка
История русского языкознания
Когнитивная лингвистика
Контрастивная текстология
Концептуальные основы современной лингвистики
Культура речи
Лингвистические основы делопроизводства
Лингвоанализ текста
Методика преподавания русского языка
Общее языкознание
Основы теории имени собственного
Ономастика
Практикум по орфографии и пунктуации
Практикум по русскому языку (факультатив)
Проблемы синтаксического строя славянских языков
Риторика
Риторика и теория аргументации
Русская диалектология
Русский язык
Славянская филология
Сопоставительная грамматика русского и белорусского языков
Сравнительная грамматика русского и белорусского языков
Старославянский язык
Стилистика и культура речи
Теория и методика научных исследований в области языкознания
Теория и практика лексикографии
Топонимия и катойконимия Белорусского Поозерья
Филологический анализ художественного текста;

uch process 3

  • проведение занятий по русскому языку на факультете довузовской подготовки;
  • языковые стажировки для иностранных студентов и преподавателей.

С 5 ноября по 9 ноября 2013 года доценты кафедры общего и русского языкознания Горегляд Е.Н., Слесарева Т.П., замдекана ФЛФ Деревяго А.Н. и завкафедрой литературы Лапатинская О.В. повышение квалификации по программе «Курсы повышения квалификации кадров для зарубежных образовательных организаций с обучением на русском языке» на базе факультета повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного (ФПКП РКИ) в Российском университете дружбы народов (г.Москва, Россия).

uch process 4