Научно-исследовательская работа кафедры ориентирована на решение ряда фундаментальных и прикладных в актуальных для современной лингвистики направлениях:

– лингвокультурология;

– лингвоаксиология;

– транслятология;

– медиалингвистика и публицистический дискурс;

– психолингвистика;

– стилистика художественного и поэтического текста;

– контактная вариантология;

– юрислингвистика.

Коллектив кафедры завершил работу над финансируемой научно-исследовательской темой в рамках Международного гранта Белорусского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда «Общеславянские ценности в зеркале региона (Владимирщина и Витебщина): язык как главная духовная ценность. По результат выполнения технического задания проекта:

1) разработана концепция исследования регионального языкового пространства, включающая: а) анализ системы региональных ценностей (в сравнительном аспекте с национальными и общечеловеческими ценностями); б) изучение региональных особенностей разговорной речи жителей Витебщины (в первую очередь молодежи и писателей) и языка газет; в) определение критериев выявления региональной языковой личности на лингво-когнитивном уровне; г) рассмотрение в диахроническом аспекте изменения современной региональной языковой личности; д) структурирование коммуникативного пространства Витебщины, и реконструкция важнейших концептов, имеющих региональное происхождение;

2) на основе разработанной анкеты проведено социолингвистическое исследование среди жителей Витебской области по выявлению региональных базовых ценностей. Систематизация результатов опроса позволила очертить структуру ценностных ориентаций жителей Витебщины. Проведенное аналогичное анкетирование в Минской области подтвердило гипотезу о наличии региональной специфики в ядре ценностной картины мира;

3) Краткий лингвокультурологический словарь-справочник: культурное пространство Витебщины» (Витебск, 2011) преобразован в пособие для учителей (рекомендовано Научно-методическим учреждением «”Национальный институт образования” Министерства образования Руспублики Беларусь») «Витебщина в социокультурном контексте (дидактические материалы для уроков русского языка)» (Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2015. – 172 с.);

4) в соответствии с разработанной методикой реконструированы важнейшие региональные ценности Витебщины (родина, любовь, дружба, язык, успех, семья, дети, Витебск, Двина);

5) проведено комплексное исследование языковых особенностей самых многотиражных региональных газетных изданий Витебщины за 2011–2016 гг., включающее изучение жанрового репертуара, стилистических приемов, использования различных тропов, а также синтаксических средств и примеров отражения невербальных аспектов массовой коммуникации в материалах местных медиатекстов;

6) проведено комплексное исследование лингвокультурных аспектов языковой личности поэтов Витебщины, включающее изучение тематики их произведений и использования языковых средств выразительности; приведены примеры вариативности употребления тропов в региональном поэтическом тексте, а также дан их подробный лингвостилистический анализ;

7) проведено научно-методическое исследование, посвященное изучению включения регионального содержательного компонента в процесс преподавания русского и белорусского языков. Предложена лингвометодическая система социокультурного развития учащихся в учреждениях общего среднего образования и обучающихся в учреждениях высшего образования Республики Беларусь в процессе обучения русскому языку в региональном аспекте, которая может быть перенесена на процесс преподавания белорусского языка;

8) подготовлена и издана коллективная монография «Общеславянские ценности в коммуникативном пространстве регионов Витебщины и Владимирщины»,

Научная значимость полученных результатов заключается в разработке основных теоретических положений региональной лингвистики как одного из перспективнейших и малоизученных направлений гуманитарных исследований. Кроме того, исполнителями проекта научно обоснована лингвометодическая система социокультурного развития учащихся на основе овладения ценностями белорусской культуры, в том числе и региональной, в контексте изучения русского языка. Пособие для учителей «Витебщина в социокультурном контексте (дидактические материалы для уроков русского языка)» (автор С.В. Николаенко) рекомендовано научно-методическим учреждением «”Национальный институт образования” Министерства образования Республики Беларусь».

По результатам научно-исследовательской работы исполнителями проекта опубликовано 37 печатных работ, в том числе диссертаций и авторефератов диссертаций – 4 (одна диссертаций и один автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук, одна диссертация и один автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук), монографий, учебников и учебных пособий – 4; публикации в рецензируемых научных изданиях – 10, публикации в сборниках научных статей – 11; материалы и тезисы конференций – 8.

В настоящее время профессорско-преподавательский состав кафедры работает над комплексной исследовательской темой «». В текущем учебном году реализуется этап «».

За последние годы преподаватели кафедры приняли участие в конкурсах научно-исследовательских и инновационных проектов фонда «Русский мир», Белорусского и Украинского фондов фундаментальных исследований, Витебского областного исполнительного комитета, Витебского государственного университета имени П.М. Машерова.

На кафедре успешно функционирует студенческий лингвокультурологический научный кружок, в рамках которого студенты имеют возможность заниматься научными исследованиями в секциях «Лингвострановедение регионов Англии и США», «Непереводимое в переводе» и «Актуальные лингвокультурологические исследования». Студенты – участники кружка ежегодно представляют результаты своей научной деятельности в более чем 20 публикациях в сборниках научных работ, материалов и тезисов конференций.

@ Учреждение образования "Витебский государственный университет имени П.М. Машерова"