Научная этнопедагогическая школа была основана в 1982 году. Руководителем с даты основания научной школы и до января 2020 года являлась доктор педагогических наук, профессор Анна Петровна Орлова.

В настоящее время руководит научной школой ученица Анны Петровны - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой Елена Леонидовна Михайлова.

Состав этнопедагогической школы в настоящее время - 12 человек, в том числе, 2 молодых ученых до 35 лет; в их числе 7 кандидатов наук (защита диссертации последнего кандидата наук состоялась в феврале 2021 года), 3 исследователя в области педагогических наук, из них 2 аспиранта, 1 соискатель, защитивший диссертацию в мае 2021 года. Подготовлено 12 магистров педагогических наук, 7 кандидатов педагогических наук. 

Основными направлениями научных исследований, проводимых в рамках данной научной школы является разработка вопросов истории педагогики и образования, проблем народной, социальной и специальной педагогики. В контексте названных направлений исследуется ряд актуальных проблем:

  1. Всемирный историко-педагогический процесс.
  2. Становление и развитие социальной педагогики в Беларуси.
  3. Развитие системы специального образования Республики Беларусь в постсоветский период.
  4. Система образования российско-белорусского приграничья: от имперского к советскому опыту организации (конец XIX– 1920-е гг.).
  5. Формирование системы социально-педагогического образования специалистов социальной сферы в Республике Беларусь: региональный аспект.
  6. Формирование культурно-толерантной личности в поликультурном социуме.
  7. Этнокультура как детерминанта, определяющая успешность профессиональной подготовки будущих специалистов в поликультурном социуме: этнопедагогический аспект.
  8. Поликультурная среда вуза как условие реализации индивидуальной траектории профессионального становления будущего специалиста: этнопедагогический аспект.
  9. Подготовка специалистов социальной сферы к формированию нравственного и физического здоровья личности с учетом этнокультурных особенностей региона.
  10. Традыцыі эстэтычнага выхавання ў беларускай народнай педагогіцы канца XIX – пачатку XX стагоддзяў.
  11. Этнопедагогизация образовательного пространства города.

Под руководством профессора А.П. Орловой защищено 7 диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук:

  • Елена Эдвардовна Кривоносова «Ідэі маральнага выхавання ў белорусскай народнай педагогіцы» (1998);
  • Михайлова Елена Леонидовна, «Фарміраванне маральнага і фізічнага здароўя асобы ў беларускай народнай педагогіцы канца XIX – пачатку ХХ стагоддзяў» (2009);
  • Андрущенко Наталья Юрьевна, «Становление и развитие социальной педагогики в Беларуси (1917–1936 гг.)» (2010);
  • Савицкая Татьяна Витальевна, «Развитие системы специального образования Республики Беларусь в 1991-2010 годы» (2013);
  • Бусел Екатерина Николаевна «Развитие системы образования Витебской губернии второй половины XIX –начала ХХ века)» (2013);
  • Туболец Светлана Григорьевна «Традыцыі эстэтычнага выхавання ў беларускай народнай педагогіцы (канец XIX – пачатак XX ст.)» (2015);
  • Денисова Иоланта Васильевна «Развитие музыкального образования в Витебской губернии: вторая половина XIX – начала XX века)» (соруководитель: доктор педагогических наук Е.С. Полякова) (2021).

Создан комплекс учебно-методических и научных работ в рамках этнопедагогики: разработан авторский курс «Этнопедагогика»; опубликованы учебные пособия «Этнопедагогика: теория нравственного воспитания» (гриф МО РБ), «Валеалогія: этнапедагагічны аспект» (гриф МО РБ), пособия для педагогов общеобразовательных учреждений и учреждений внешкольного воспитания и обучения «Народная педагогіка ў выхаваўчай рабоце школы» и «Народная педагогіка як сродак выхавання вучняў» (Рекомендованы Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь); «Теория и практика социально-педагогической работы с семьей (гриф УМО); «История социальной педагогики» (гриф МО РБ); «История педагогики» (гриф МО РБ); изданы монографии «Преемственность народной и научной педагогики в развитии теории нравственного воспитания», «Традыцыі эстэтычнага выхавання ў беларускай народнай педагогіцы», «Развитие образования, школы и педагогики в Беларуси в период XIX – начала XXI века», «Профессиональное становление будущего специалиста в поликультурной среде вуза: реализация индивидуальной траектории», «Формирование культурно-толерантной личности: этнопедагогический аспект», «Русский и белорусский фольклор как фактор формирования этнической идентичности младших школьников», «Этнапедагагічная падрыхтоўка спецыялістаў сацыяльнай сферы ва ўмовах полікультурнага соцыуму: тэарэтыка-метадалагічны аспект», «Научное обеспечение модели этнопедагогической подготовки будущих специалистов социальной сферы к профессиональной деятельности в поликультурном социуме», «Научно-методическое обеспечение профессиональной подготовки специалистов социальной сферы». Это позволило: качественно усовершенствовать преподавание курсов «Этнопедагика» и «Педагогика»; на более качественном уровне формировать этнопедагогическую компетентность специалистов социальной и образовательной сфер, в том числе за счет разработки и преподавания факультативной дисциплины «Этнопедагогические основы профессиональной деятельности»; повысить уровень международного сотрудничества (в рамках соглашения между УО «ВГУ им. П.М.Машерова» и НОУ «Институт психологии и педагогики» (Москва), а также налаживания и поддержке партнерских научных связей с научными учреждениями и профильными факультетами и кафедрами вузов Беларуси и стран ближнего и дальнего зарубежья, в том числе: с УО «Белорусский государственный университет», УО «Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка», Московским социальным университетом (г. Москва, РФ), Смоленским государственным университетом (г. Смоленск, РФ), Институтом развития дошкольного образования РАО (г. Москва, РФ), Мордовским государственным педагогическим институтом им. М. Е. Евсевьева (г. Саранск), Российским университетом Дружбы Народов (г. Москва); Ярославским государственным педагогическим университетом имени К.Д. Ушинского, Псковским государственным университетом, Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования. В 2020 году благодаря научным мероприятиям и стажировке научное сотрудничество кафедры пополнилось за счет взаимодействия с профессорами следующих университетов: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург, РФ), Полтавский национальный педагогический университет имени В.Г. Короленко (Украина)).

Разработан принципиально новый учебный комплекс по истории образования и педагогике, в который вошли как лекционные, так и учебно-методические материалы для организации самостоятельной работы студентов (цикл учебных пособий получил гриф Министерства образования РБ) и учебное пособие по истории социальной педагогики (присвоен гриф Министерства РБ).

В рамках научной школы, начиная с 2005 года, организовано 12 международных научно-практических конференций, где актуализировались проблемы этнопедагогики.

Основные научные публикации школы - свыше 400 научных работ, в том числе 10 монографий, более 40 учебных пособий (15 имеют гриф Министерства образования Республики Беларусь).

Витебский государственный университет имени П.М. Машерова

home Адрес: 210038, г. Витебск, пр-т Московский, 33.

phone Телефон: (+375 212) 37-49-59 (приемная ректора)

printer Факс: (+375 212) 37-49-59

comment E-mail: vsu@vsu.by

Социальные сети:

© Учреждение образования "Витебский государственный университет имени П.М. Машерова"