Научная этнопедагогическая школа была основана в 1982 году. Руководитель – доктор педагогических наук, профессор Анна Петровна Орлова.

Состав этнопедагогической школы в настоящее время - 30 человек, в том числе 11 молодых ученых до 35 лет; в их числе 1 доктор наук, 6 кандидатов наук, 4 исследователя в области педагогических наук, 4 аспиранта, 1 директор школы. Подготовлено 12 магистров педагогических наук, 6 кандидатов педагогических наук. 

Основными направлениями научных исследований, проводимых в рамках данной научной школы является разработка вопросов истории педагогики и образования, проблем народной, социальной и специальной педагогики. В контексте названных направлений исследуется ряд актуальных проблем:

  1. Всемирный историко-педагогический процесс;
  2. Становление и развитие социальной педагогики в Беларуси;
  3. Развитие системы специального образования Республики Беларусь в постсоветский период;
  4. Система образования российско-белорусского приграничья: от имперского к советскому опыту организации (конец XIX– 1920-е гг.);
  5. Формирование системы социально-педагогического образования специалистов социальной сферы в Республике Беларусь: региональный аспект;
  6. Формирование культурно-толерантной личности в поликультурном социуме;
  7. Этнокультура как детерминанта, определяющая успешность профессиональной подготовки будущих специалистов в поликультурном социуме: этнопедагогический аспект;
  8. Поликультурная среда вуза как условие реализации индивидуальной траектории профессионального становления будущего специалиста: этнопедагогический аспект;
  9. Подготовка специалистов социальной сферы к формированию нравственного и физического здоровья личности с учетом этнокультурных особенностей региона;
  10. Традыцыі эстэтычнага выхавання ў беларускай народнай педагогіцы канца XIX – пачатку XX стагоддзяў.

Под руководством профессора А.П. Орловой защищено 6 диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук:

  • Елена Эдвардовна Кривоносова «Ідэі маральнага выхавання ў белорусскай народнай педагогіцы» (1998);
  • Михайлова Елена Леонидовна, «Фарміраванне маральнага і фізічнага здароўя асобы ў беларускай народнай педагогіцы канца XIX –пачатку ХХ стагоддзяў» (2009);
  • Андрущенко Наталья Юрьевна, «Становление и развитие социальной педагогики в Беларуси (1917–1936 гг.)» (2010);
  • Савицкая Татьяна Витальевна, «Развитие системы специального образования Республики Беларусь в 1991-2010 годы» (2013);
  • Бусел Екатерина Николаевна «Развитие системы образования Витебской губернии второй половины XIX –начала ХХ века)» (2013);
  • Туболец Светлана Григорьевна «Традыцыі эстэтычнага выхавання ў беларускай народнай педагогіцы (канец XIX – пачатак XX ст.)» (2015).

Создан комплекс учебно-методических и научных работ в рамках этнопедагогики: разработан авторский курс «Этнопедагогика»; опубликованы учебные пособия «Этнопедагогика: теория нравственного воспитания» (гриф МО РБ), «Валеалогія: этнапедагагічны аспект» (гриф МО РБ), пособия для педагогов общеобразовательных учреждений и учреждений внешкольного воспитания и обучения «Народная педагогіка ў выхаваўчай рабоце школы» и «Народная педагогіка як сродак выхавання вучняў» (Рекомендованы Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь); изданы монографии «Преемственность народной и научной педагогики в развитии теории нравственного воспитания», «Традыцыі эстэтычнага выхавання ў беларускай народнай педагогіцы», «Развитие образования, школы и педагогики в Беларуси в период XIX – начала XXI века», «Профессиональное становление будущего специалиста в поликультурной среде вуза: реализация индивидуальной траектории», «Формирование культурно-толерантной личности: этнопедагогический аспект». Это позволило: качественно усовершенствовать преподавание курсов «Этнопедогика»и «Педагогика»; формировать этнопедагогическую компетентность специалистов социальной и образовательной сфер»; повысить уровень международного сотрудничества (в рамках соглашения между УО «ВГУ им. П.М.Машерова», НОУ «Институт психологии и педагогики» (Москва) и Республиканским высшим учебным заведением «Крымский гуманитарный университет» (Ялта) (А.П.Орлова является руководителем научно-исследовательской лаборатории «Арттерапия», в структуру которой включен отдел «Этнопедагогика»).

Разработан принципиально новый учебный комплекс по истории образования и педагогике, в который вошли как лекционные, так и учебно-методические материалы для организации самостоятельной работы студентов (цикл учебных пособий получил гриф Министерства образования РБ) и учебное пособие по истории социальной педагогики (присвоен гриф Министерства РБ).

Основные научные публикации школы - свыше 400 научных работ, в том числе 5 монографий, более 40 учебных пособий (11 имеют гриф Министерства образования Республики Беларусь).

@ Учреждение образования "Витебский государственный университет имени П.М. Машерова"