Научно-исследовательская деятельность педагогического факультета осуществляется в рамках выполнения НИР «Имплементирование инновационных подходов к обучению в условиях современной гуманитарной образовательной парадигмы», которая была зарегистрирована в Государственном Комитете по науке и технологиям Республике Беларусь 10.02.2021 года (№ 20210114).
Кафедра музыки реализует следующее направление: «Научно-методические основы подготовки педагога-музыканта с позиций методологии полихудожественного подхода», цель которого – разработка и теоретическое обоснование научно-методических основ подготовки педагога-музыканта с позиций методологии полихудожественного подхода.
Обязательным, по нашему мнению, является решение следующих задач:
- Разработать методологию полихудожественного подхода применительно к профессиональной подготовке педагога-музыканта в условиях современной гуманитарной образовательной парадигмы
- Разработать и обосновать структуру методической системы профессиональной подготовки педагога-музыканта
- Определить диагностические методики для изучения личностных особенностей будущих педагогов-музыкантов
В качестве ожидаемых результатов нам видится методическое обеспечение учебных дисциплин специальности «Музыкальное искусство, ритмика и хореография» с позиций подготовки педагогов-музыкантов. Ожидаемые результаты разработки научной темы заключаются в создании соответствующего методического обеспечения учебных дисциплин специальности «Музыкальное искусство, ритмика и хореография»: «Методика музыкального воспитания», «История музыкального образования», «Основы музыкальной грамоты», «История музыки», «Вокал», «Дирижирование», «Музыкальный инструмент», «Практикум по музыкально-педагогическому репертуару», «Хор и практикум работы с хором», «Основы хороведения и методика работы с детским хором», «Музыкально-ритмическое воспитание», «Основы композиции и методика работы с детским хореографическим ансамблем», «Современный танец и методика его преподавания», «Народный танец и методика его преподавания», «Классический танец и методика его преподавания», «Музыкальная информатика», «Проектная деятельность в информационно-образовательной среде XXI века», «Музыкально-педагогическое проектирование» и др. Следует отметить, что все студенты, независимо от базового образования (музыкальный колледж, колледж искусств или общеобразовательная школа) в равной степени изучают вышеперечисленные дисциплины, а выпускники получают квалификацию «Педагог-музыкант. Преподаватель».
На кафедре музыки работают: кандидат педагогических наук, профессор – Галина Владимировна Ананченко, доктор педагогических наук, доцент – Полякова Елена Степановна, кандидат педагогических наук, доцент – Сергей Андреевич Карташев, кандидат педагогических наук, доцент – Сусед-Виличинская Юлияна Самсоновна, кандидат педагогических наук – Денисова Иоланта Васильевна.
Серьезным научным и научно-методическим обеспечением разработки темы НИР «Имплементирование инновационных подходов к обучению в условиях современной гуманитарной образовательной парадигмы» стали выполняемые в ее контексте диссертационные исследования.
В контексте общефакультетского научно-исследовательского направления доцент кафедры музыки Е.А. Кущина завершает работу над диссертационным исследованием по проблемам развития образных представлений у учащихся младших классов в процессе интерпредметного синтеза на уроках (научный руководитель – доктор педагогических наук, доцент Б.О. Голешевич). Близится к завершению анализ вопросов педагогического проектирования вокально-хорового творчества младших школьников в кандидатской диссертации Т.В. Оруп, выполняемой также под руководством доктора педагогических наук, доцента Б.О. Голешевича (МГУ имени А.А. Кулешова
В начале трудного, но увлекательного пути научных изысканий находятся молодые исследователи – преподаватели факультета.
Под руководством доктора педагогических наук, доцента И.А. Малаховой (БГУКИ) Е.В. Корытько продолжает анализ вопросов становления и развития музыкально-педагогического образования Витебского региона (на примере ВГУ имени П.М. Машерова). К.В. Пилецкая рассматривает основные концепции хореографического образования в контексте развития художественной культуры Беларуси XX-XXI вв. (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент Н.В. Карчевская (БГУКИ). Н.А. Кручковская под руководством доктора педагогических наук, профессора Е.С. Поляковой (БГПУ им. М. Танка) анализирует профессиональную готовность будущего педагога-музыканта конструктивно преодолевать воздействие внешней социокультурной среды (на основе формирования внутриличностных регулятивов).
Доцент кафедры музыки И.В. Денисовав 2021 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Развитие музыкального образования в Витебской губернии (вторая половина XIX – начало ХХ века». Ей присвоена учёная степень кандидата педагогических наук.
Результатом работы над исследованием проблем, находящихся в русле общефакультетского научного направления, стали следующие учебные и учебно-методические издания:
- учебное пособие автора-составителя Ю.С. Сусед-Виличинской «Музыкально-педагогическое проектирование», в котором изложены исторические аспекты использования метода проектов, особенности критического мышления, рассмотрены структурные компоненты музыкально-педагогического проектирования, представлены практические материалы и методические разработки по проектированию урока музыки и музыкально-педагогического проекта «Белорусский композитор Я.Е. Косолапов». Это пособие стало победителем конкурса на лучшие научно-исследовательские работы, выполненные в ВГУ П.М. Машерова» в номинации «Лучший учебник, учебное пособие»;
- учебно-методический комплекс по дисциплине «Проектная деятельность в информационно-образовательной среде XXI» для специальностей (направления специальности) 1-03 01 07 «Музыкальное искусство, ритмика и хореография», 1-01 01 01 «Дошкольное образование», 1-01 02 01 «Начальное образование», 1-03 03 08 «Олигофренопедагогика» (составитель Ю.С. Сусед-Виличинская);
- учебно-методический комплекс «Основы хороведения и методика работы с детским хором для специальности (направление специальности) 1-03 01 07 Музыкальное искусство, ритмика и хореография» (составители Т.В. Оруп, А.Н. Симакова, Н.Г. Щербина);
- учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Практикум по музыкально-педагогическому репертуару 1-03 01 07 «Музыкальное искусство, ритмика и хореография» (авторов-составителей Е.А. Кущиной, Т.В. Оруп, Е.В. Корытько);
- электронный учебно-методический комплекс дисциплине «Методологические основы исследований по теории и методике музыкального воспитания» (составитель Ю.С. Сусед-Виличинская;
- электронные учебно-методические комплексы по дисциплинам «Современный танец и методика его преподавания», «Эстрадный танец», «Спортивный бальный танец» (составитель К.В. Судник);
- электронный учебно-методический комплекс учебного курса «Организация внеклассных музыкальных занятий в современной школе» (составителей Е.А. Кущиной, Т.В. Оруп);
- электронный учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История музыкального образования» для специальности 1-03 01 07 «Музыкальное искусство, ритмика и хореография» составителя Р.В. Гимро.
Серьезным вкладом в реализацию исследований, которые осуществляются в рамках поставленных научно-практических задач, является подготовка монографий:
- монография Е.А. Кущиной «Синтез интерпредметных знаний в процессе развития образных представлений у учащихся на уроках музыки», где обоснованы методологические детерминанты развития образных представлений у учащихся младших классов средствами музыки;
- монография И.В. Денисовой «Музыкальное образование Витебской губернии (1902-1924)», в которой рассмотрены теоретико-методологические основания исследования развития музыкального образования Витебской губернии.
В 2021 году был заключен договор с членом Союза художников Беларуси, мастером народных промыслов (ремесел) культурно-исторического комплекса «Золотое кольцо города Витебска “Двина”» Л.Н. Ковальчук на выполнение научно-исследовательской работы по теме «Сохранение историко-культурного наследия: витебская майолика» на хоздоговорной основе. Руководитель научного коллектива ‒ доцент кафедры музыки, кандидат педагогических наук И.В. Денисова, исполнители: кандидат искусствоведения, доцент О.М. Жукова, кандидат филологических наук, доцент О.В. Данич, кандидат педагогических наук, доцент С.А. Карташев, старший преподаватель Н.А. Карпенко, студентка 1 курса Е.А. Данилюк.
В рамках договора с ГУ «Санаторий «Боровое» УПД Республики Беларусь выполнялась научно-исследовательская работа «Разработка и научно-методическое обоснование теоретических и практических аспектов эффективной анимационной деятельности в санаторно-курортном учреждении» (руководитель научного коллектива ‒ доцент кафедры музыки, кандидат педагогических наук И.В. Денисова, исполнители: кандидат педагогических наук, доцент С.А. Карташев, кандидат искусствоведения, доцент О.М. Жукова, доцент кафедры музыки Е.А. Кущина). Также был реализован хозрасчетный договор «Исследование взаимосвязи эффективности предпринимательской деятельности от социально-психологических характеристик человека».
Инновационная деятельность предполагает внедрение результатов научно-исследовательской работы в практику учебно-воспитательного процесса. Апробация результатов научного исследования происходит в форме обсуждения на различных мероприятиях, в числе которых можно отметить Международную научно-методическую конференцию «Образование в изменяющемся обществе: новый взгляд на теорию и практику (Девятые Лозинские чтения)» (РФ, г. Псков), Международный научно-просветительский форум «Русское слово как феномен духовности в славянской лингвокультуре пограничья» (РФ, г. Новозыбков), II Международный конгресс «Языковая политика стран Содружества Независимых Государств (СНГ)» (Казахстан, г. Алма-Ата), XIV Международную научную конференцию «Языковые категории и единицы: синтагматический аспект» (РФ, г. Владимир), Международную научную конференцию «Славофраз-2021» (Республика Беларусь, г. Гомель) и т.д.
Особую роль в формировании и развитии научного потенциала педагогического факультета играет организация исследовательской работы студентов, основной формой участия в которой традиционно являются научные кружки.
В студенческие научные кружки, которые действуют при всех кафедрах факультета, ежегодно приходят студенты, которые заинтересованы в научных исследованиях. Члены научно-исследовательского кружка «Гармония» становятся авторами наиболее актуальных и практически значимых дипломных проектов, победителями и участниками Республиканских конкурсов научных работ студентов. Так, по результатам 2020 гола работы четверых студентов факультета получили 1-ю категорию, трое – 2-ю. Такими высокими стали результаты 2021 года – практически все работы, принявшие участие в конкурсе (а их 16!), заслужили высокую оценку экспертных комиссий.
Среди наиболее знаковых побед наших студентов можно отметить следующие:
- XIII Международный научно-исследовательский конкурс «Студенческие научные достижения» (РФ, г. Пенза): Ружинская К.В., Кривец А.А. (диплом I степени);
- Межрегиональный (с международным участием) конкурс научно-исследовательских работ студентов-будущих учителей начальных классов, музыки и воспитателей ДОУ, магистров педагогического образования (РФ, г. Тула): Корытько Е.В., выпускница, диплом II степени; Ельцова Н.А., магистрант, диплом II степени;
- Международный онлайн-конкурс научных статей обучающихся «Музыкальное искусство и образование в работах молодых исследователей» (РФ, г. Белгород: Я.Н. Кущина, диплом III степени;
- Республиканский конкурс «Капитал места» номинация «Предметы быта»: Е.А. Данилюк: проект «Витебская майолика: роспись по сырой эмали», 1 место.
Серьезной площадкой для испытания своих сил и способностей в области научных исследований стала ежегодная студенческая конференция «Мир детства в современном образовательном пространстве», по итогам которой издается сборник научных статей. На пленарном заседании этой научно-практической конференции, проводимой в рамках Недели педагогического факультета, происходит награждение победителей и номинантов конкурса «Сердце отдаю детям».
Таким образом, организация научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов педагогического факультета осуществляется в русле самых актуальных проблем отечественной и мировой теории и практики педагогического образования. Можно утверждать, что итогом усилий всего коллектива становится научный продукт, ценный и востребованный для образовательного процесса как высших учебных заведений, так и учреждений дошкольного и общего среднего образования.