Научно-исследовательская деятельность педагогического факультета осуществляется в рамках выполнения НИР «Имплементирование инновационных подходов к обучению в условиях современной гуманитарной образовательной парадигмы», которая была зарегистрирована в Государственном Комитете по науке и технологиям Республике Беларусь 10.02.2021 года (№ 20210114).

Кафедра музыки реализует следующее направление: «Научно-методические основы подготовки педагога-музыканта с позиций методологии полихудожественного подхода», цель которого – разработка и теоретическое обоснование научно-методических основ подготовки педагога-музыканта с позиций методологии полихудожественного подхода.

Обязательным, по нашему мнению, является решение следующих задач:

  1. Разработать методологию полихудожественного подхода применительно к профессиональной подготовке педагога-музыканта в условиях современной гуманитарной образовательной парадигмы
  2. Разработать и обосновать структуру методической системы профессиональной подготовки педагога-музыканта
  3. Определить диагностические методики для изучения личностных особенностей будущих педагогов-музыкантов

В качестве ожидаемых результатов нам видится методическое обеспечение учебных дисциплин специальности «Музыкальное искусство, ритмика и хореография» с позиций подготовки педагогов-музыкантов. Ожидаемые результаты разработки научной темы заключаются в создании соответствующего методического обеспечения учебных дисциплин специальности «Музыкальное искусство, ритмика и хореография»: «Методика музыкального воспитания», «История музыкального образования», «Основы музыкальной грамоты», «История музыки», «Вокал», «Дирижирование», «Музыкальный инструмент», «Практикум по музыкально-педагогическому репертуару», «Хор и практикум работы с хором», «Основы хороведения и методика работы с детским хором», «Музыкально-ритмическое воспитание», «Основы композиции и методика работы с детским хореографическим ансамблем», «Современный танец и методика его преподавания», «Народный танец и методика его преподавания», «Классический танец и методика его преподавания», «Музыкальная информатика», «Проектная деятельность в информационно-образовательной среде XXI века», «Музыкально-педагогическое проектирование» и др. Следует отметить, что все студенты, независимо от базового образования (музыкальный колледж, колледж искусств или общеобразовательная школа) в равной степени изучают вышеперечисленные дисциплины, а выпускники получают квалификацию «Педагог-музыкант. Преподаватель».

На кафедре музыки работает 1 профессор (Г.В. Ананченко), 4 кандидата (С.А. Карташев, О.М. Жукова, И.В. Денисова, Ю.С. Сусед-Виличинская), 18 преподавателей и 6 концертмейстеров.

Серьезным научным и научно-методическим обеспечением разработки темы НИР «Имплементирование инновационных подходов к обучению в условиях современной гуманитарной образовательной парадигмы» стали выполняемые в ее контексте диссертационные исследования.

Ю.С. Сусед-Виличинская, доцент кафедры музыки, кандидат педагогических наук, доцент, докторант БГПУ имени М. Танка в процессе работы над докторской диссертацией решает проблему формирования общекультурной компетентности будущих учителей естественнонаучных дисциплин (научный консультант – доктор педагогических наук, профессор Е.Я. Аршанский, ВГУ имени П.М. Машерова).

В контексте общефакультетского научно-исследовательского направления доцент кафедры музыки Е.А. Кущина завершает работу над диссертационным исследованием по проблемам развития образных представлений у учащихся младших классов в процессе интерпредметного синтеза на уроках (научный руководитель – доктор педагогических наук, доцент Б.О. Голешевич). Близится к завершению анализ вопросов педагогического проектирования вокально-хорового творчества младших школьников в кандидатской диссертации Т.В. Оруп, выполняемой также под руководством доктора педагогических наук, доцента Б.О. Голешевича (МГУ имени А.А. Кулешова

В начале трудного, но увлекательного пути научных изысканий находятся молодые исследователи – преподаватели факультета.

Под руководством доктора педагогических наук, доцента И.А. Малаховой (БГУКИ) Е.В. Корытько продолжает анализ вопросов становления и развития музыкально-педагогического образования Витебского региона (на примере ВГУ имени П.М. Машерова). К.В. Судник рассматривает основные концепции хореографического образования в контексте развития художественной культуры Беларуси XX-XXI вв. (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент Н.В. Карчевская (БГУКИ). Н.А. Кручковская под руководством доктора педагогических наук, профессора Е.С. Поляковой (БГПУ им. М. Танка) анализирует профессиональную готовность будущего педагога-музыканта конструктивно преодолевать воздействие внешней социокультурной среды (на основе формирования внутриличностных регулятивов). О.Ю. Венжега рассматривает проблему модернизации подготовки будущих педагогов-музыкантов в высших учебных заведениях в контексте полихудожественного подхода (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент Л.А. Шкор, БГПУ имени М. Танка).

Доцент кафедры музыки И.В. Денисовав 2021 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Развитие музыкального образования в Витебской губернии (вторая половина XIX – начало ХХ века». Ей присвоена учёная степень кандидата педагогических наук.

Результатом работы над исследованием проблем, находящихся в русле общефакультетского научного направления, стали следующие учебные и учебно-методические издания:

  • учебное пособие автора-составителя Ю.С. Сусед-Виличинской «Музыкально-педагогическое проектирование», в котором изложены исторические аспекты использования метода проектов, особенности критического мышления, рассмотрены структурные компоненты музыкально-педагогического проектирования, представлены практические материалы и методические разработки по проектированию урока музыки и музыкально-педагогического проекта «Белорусский композитор Я.Е. Косолапов». Это пособие стало победителем конкурса на лучшие научно-исследовательские работы, выполненные в ВГУ П.М. Машерова» в номинации «Лучший учебник, учебное пособие»;
  • учебно-методический комплекс по дисциплине «Проектная деятельность в информационно-образовательной среде XXI» для специальностей (направления специальности) 1-03 01 07 «Музыкальное искусство, ритмика и хореография», 1-01 01 01 «Дошкольное образование», 1-01 02 01 «Начальное образование», 1-03 03 08 «Олигофренопедагогика» (составитель Ю.С. Сусед-Виличинская);
  • учебно-методический комплекс «Основы хороведения и методика работы с детским хором для специальности (направление специальности) 1-03 01 07 Музыкальное искусство, ритмика и хореография» (составители Т.В. Оруп, А.Н. Симакова, Н.Г. Щербина);
  • учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Практикум по музыкально-педагогическому репертуару 1-03 01 07 «Музыкальное искусство, ритмика и хореография» (авторов-составителей Е.А. Кущиной, Т.В. Оруп, Е.В. Корытько);
  • электронный учебно-методический комплекс дисциплине «Методологические основы исследований по теории и методике музыкального воспитания» (составитель Ю.С. Сусед-Виличинская;
  • электронные учебно-методические комплексы по дисциплинам «Современный танец и методика его преподавания», «Эстрадный танец», «Спортивный бальный танец» (составитель К.В. Судник);
  • электронный учебно-методический комплекс учебного курса «Организация внеклассных музыкальных занятий в современной школе» (составителей Е.А. Кущиной, Т.В. Оруп);
  • электронный учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История музыкального образования» для специальности 1-03 01 07 «Музыкальное искусство, ритмика и хореография» составителя Р.В. Гимро.

Серьезным вкладом в реализацию исследований, которые осуществляются в рамках поставленных научно-практических задач, является подготовка монографий:

  • монография Е.А. Кущиной «Синтез интерпредметных знаний в процессе развития образных представлений у учащихся на уроках музыки», где обоснованы методологические детерминанты развития образных представлений у учащихся младших классов средствами музыки;
  • монография И.В. Денисовой «Музыкальное образование Витебской губернии (1902-1924)», в которой рассмотрены теоретико-методологические основания исследования развития музыкального образования Витебской губернии.

В 2021 году был заключен договорс членом Союза художников Беларуси, мастером народных промыслов (ремесел) культурно-исторического комплекса «Золотое кольцо города Витебска “Двина”» Л.Н. Ковальчук на выполнение научно-исследовательской работы по теме «Сохранение историко-культурного наследия: витебская майолика» на хоздоговорной основе. Руководитель научного коллектива ‒ доцент кафедры музыки, кандидат педагогических наук И.В. Денисова, исполнители: кандидат искусствоведения, доцент О.М. Жукова, кандидат филологических наук, доцент О.В. Данич, кандидат педагогических наук, доцент С.А. Карташев, старший преподаватель Н.А. Карпенко, студентка 1 курса Е.А. Данилюк.

В рамках договора с ГУ «Санаторий «Боровое» УПД Республики Беларусь выполнялась научно-исследовательская работа «Разработка и научно-методическое обоснование теоретических и практических аспектов эффективной анимационной деятельности в санаторно-курортном учреждении» (руководитель научного коллектива ‒ доцент кафедры музыки, кандидат педагогических наук И.В. Денисова, исполнители: кандидат педагогических наук, доцент С.А. Карташев, кандидат искусствоведения, доцент О.М. Жукова, доцент кафедры музыки Е.А. Кущина). Также был реализован хозрасчетный договор «Исследование взаимосвязи эффективности предпринимательской деятельности от социально-психологических характеристик человека».

Инновационная деятельность предполагает внедрение результатов научно-исследовательской работы в практику учебно-воспитательного процесса. Апробация результатов научного исследования происходит в форме обсуждения на различных мероприятиях, в числе которых можно отметить Международную научно-методическую конференцию «Образование в изменяющемся обществе: новый взгляд на теорию и практику (Девятые Лозинские чтения)» (РФ, г. Псков), Международный научно-просветительский форум «Русское слово как феномен духовности в славянской лингвокультуре пограничья» (РФ, г. Новозыбков), II Международный конгресс «Языковая политика стран Содружества Независимых Государств (СНГ)» (Казахстан, г. Алма-Ата), XIV Международную научную конференцию «Языковые категории и единицы: синтагматический аспект» (РФ, г. Владимир), Международную научную конференцию «Славофраз-2021» (Республика Беларусь, г. Гомель) и т.д.

Особую роль в формировании и развитии научного потенциала педагогического факультета играет организация исследовательской работы студентов, основной формой участия в которой традиционно являются научные кружки.

В студенческие научные кружки, которые действуют при всех кафедрах факультета, ежегодно приходят студенты, которые заинтересованы в научных исследованиях. Члены научно-исследовательского кружка «Гармония» становятся авторами наиболее актуальных и практически значимых дипломных проектов, победителями и участниками Республиканских конкурсов научных работ студентов. Так, по результатам 2020 гола работы четверых студентов факультета получили 1-ю категорию, трое – 2-ю. Такими высокими стали результаты 2021 года – практически все работы, принявшие участие в конкурсе (а их 16!), заслужили высокую оценку экспертных комиссий.

Среди наиболее знаковых побед наших студентов можно отметить следующие:

  • XIII Международный научно-исследовательский конкурс «Студенческие научные достижения» (РФ, г. Пенза): Ружинская К.В., Кривец А.А. (диплом I степени);
  • Межрегиональный (с международным участием) конкурс научно-исследовательских работ студентов-будущих учителей начальных классов, музыки и воспитателей ДОУ, магистров педагогического образования (РФ, г. Тула): Корытько Е.В., выпускница, диплом II степени; Ельцова Н.А., магистрант, диплом II степени;
  • Международный онлайн-конкурс научных статей обучающихся «Музыкальное искусство и образование в работах молодых исследователей» (РФ, г. Белгород: Я.Н. Кущина, диплом III степени;
  • Республиканский конкурс «Капитал места» номинация «Предметы быта»: Е.А. Данилюк: проект «Витебская майолика: роспись по сырой эмали», 1 место.

Серьезной площадкой для испытания своих сил и способностей в области научных исследований стала ежегодная студенческая конференция «Мир детства в современном образовательном пространстве», по итогам которой издается сборник научных статей. На пленарном заседании этой научно-практической конференции, проводимой в рамках Недели педагогического факультета, происходит награждение победителей и номинантов конкурса «Сердце отдаю детям».

Таким образом, организация научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов педагогического факультета осуществляется в русле самых актуальных проблем отечественной и мировой теории и практики педагогического образования. Можно утверждать, что итогом усилий всего коллектива становится научный продукт, ценный и востребованный для образовательного процесса как высших учебных заведений, так и учреждений дошкольного и общего среднего образования.

patriot photo 2020 06 11 14 46 41 b6c9d020a8d98865ed811f64277eddcc logo Баннер Витебские вести banner vitbichi 02 правоby
logo god kachestva FEST STYLE 2024 600х400 МинЛоготип105 20220707 pravovoj forum belarusi img211109 02 Приложение 3 Баннер ПРО русск qr code 3 12 100229 1 157722 Изображ соцсети 1

Витебский государственный университет имени П.М. Машерова

home Адрес: 210038, г. Витебск, пр-т Московский, 33.

phone Телефон: (+375 212) 37-49-59 (приемная ректора)

printer Факс: (+375 212) 37-49-59

comment E-mail: info@mail-vsu.by

Социальные сети:

© Учреждение образования "Витебский государственный университет имени П.М. Машерова"