Филиал кафедры педагогики функционирует на базе ГУО «Гимназия№3 г. Витебска имени А.С. Пушкина на основании приказа № 42 от 08.02.10 по университету и договора о сотрудничестве с организацией – заказчиком кадров ГУО «Гимназия №3 г. Витебска имени А.С. Пушкина». Положения о филиале кафедры педагогики от 31.08.2015 № ПСП.17-2015

Заведующий филиалом: кандидат педагогических наук, доцент Загорулько Регина Владимировна.

Основная задача филиала кафедры педагогики – долгосрочное научно-исследовательское и учебно-методическое сотрудничество кафедры педагогики университета и УО «Государственная гимназия № 3 г. Витебска имени А.С. Пушкина», направленное на повышение качества обучения учащихся, их успеваемости, качества подготовки специалистов, максимально адаптированных к практической профессионально-педагогической деятельности, а также на развитие профессиональных компетенций работающих преподавателей, внедрение инноваций и эффективных технологий в образовательный процесс университета и учреждения образования.

Основные направления деятельности филиала кафедры педагогики: учебная, научно-инновационная, методическая и консультационная, организационная, воспитательная, профориентационная деятельность.

 

Задачи в области научно-инновационной деятельности:

  1. Закрепление на практике знаний, умений, навыков, полученных обучающимися в ходе образовательного процесса в УВО, вовлечение их в совместные исследования и научную деятельность;
  2. Организация совместных научных семинаров, конференций, круглых столов с привлечением студентов УВО, работников УВО из числа ППС, работников организаций, на базе которого создан филиала
  3. Подготовка публикаций научного и практического характера по результатам совместной научно-исследовательской деятельности
  4. Обмен консультациями, опытом научной и практической деятельности между специалистами образовательной, производственной, научной и иных сфер

Реализуемые инновационные проекты.

         Реализация темы БРФФИ

«Концепция и стратегии гражданского образования детей и учащейся молодежи в контексте информационной безопасности» (№ ГР 20Р-271, 04.05.2020)

         Реализация темы НИР кафедры

Психолого-педагогические ресурсы оптимизации взаимодействия субъектов образовательной среды № 9-А 21.02.20. Раздел: Профессионально-личностное развитие педагога-исследователя в условиях инновационной деятельности вуза.

 

Перспективные направления деятельности филиала кафедры педагогики:

  1. Практикоориентированная подготовка студентов и магистрантов по педагогическим дисциплинам и образовательным технологиям.
  2. Организационно-методическая и научно-методическая помощь учителям и учащимся «Государственной гимназии № 3 г. Витебска имени А.С. Пушкина»в реализации научных и творческих проектов.
  3. Развитие научно-исследовательского и творческого потенциала учащихся и студентов.
  4. Проведение совместных мероприятий научного, методического и воспитательного характера.
  5. Внедрение в учебный процесс «Государственная гимназия № 3 г. Витебска имени А.С. Пушкина» результатов научно-исследовательской работы студентов в рамках дипломных и магистерских проектов, результатов научной деятельности сотрудников кафедры педагогики.
  6. Привлечение преподавательского состава и «Государственная гимназия № 3 г. Витебска имени А.С. Пушкина» к участию в научно-исследовательских и образовательных проектах кафедры педагогики.
  7. Профориентационная работа на базе «Государственная гимназия № 3 г. Витебска имени А.С. Пушкина».

Минский государственный педагогический университет имени М. Танка

Академия последипломного образования

Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина

Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова

Восточноевропейский университет им. Леси Украинки

Смоленский государственный университет

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

Кафедра педагогики и образовательного менеджмента работает над темой БРФФИ «Концепции и стратегии гражданского образования детей и учащейся молодежи в контексте информационной безопасности». Целью данной работы является разработка концепции и стратегий гражданского образования для укрепления информационной безопасности республики Беларусь и России. Построение системы гражданского образования детей и учащейся молодежи может рассматриваться как средство укрепления информационной безопасности личности общества и государства и в этом контексте выступать объектом фундаментальных научно-педагогических исследований. Отчет по работе над темой предоставляется в БРФФИ.

Продолжается работу над научно-исследовательской темой «Психолого-педагогические ресурсы оптимизации взаимодействия субъектов образовательной среды».

Раздел, выполняемый кафедрой педагогики и образовательного менеджмента: Профессионально-личностное развитие педагога-исследователя в условиях инновационной деятельности УВО. Целью исследования являлось раскрытие механизма внедрения современных образовательных технологий при изучении педагогических дисциплин в условиях инновационной деятельности учреждения высшего образования.

Задачи исследования:

  1. Изучить состояние проблемы и определить теоретические основы профессионально-личностного развития будущего педагога.
  2. Выявить условия и определить направления формирования готовности к инновационной деятельности будущих педагогических кадров.
  3. Определить направления совершенствования содержания профессионально педагогического образования в условиях инновационной деятельности Вуза.
  4. Раскрыть механизм внедрения современных образовательных технологий при изучении различных педагогических дисциплин в условиях инновационной деятельности Вуза

Методика исследования включала:

  • методы теоретического исследования (теоретический, индуктивный и дедуктивный анализ);
  • методы изучения педагогического опыта (наблюдение, беседа, анкетирование, изучение документации, изучение работ студентов, педагогический эксперимент);
  • математические методы (регистрация, ранжирование).

Одной из важнейших проблем, рассматриваемой кафедрой, по теме данного исследования была проблема организации самостоятельной работы студентов, являющейся значимой частью образовательного процесса в УВО. Специалисты отмечали, что увеличение роли данного вида деятельности связано с изменением позиций преподавателя и студента. Преподаватель выступает уже не как транслятор готовых знаний, а как организатор процесса учения, а студент все больше занимает позицию самостоятельного, инициативного, творческого субъекта. Особенность организации данного вида деятельности заключается в том, что он должен быть планируемым и контролируем преподавателем. В этой связи отмечается необходимость повышения роли преподавателя, способного переориентироваться в данном аспекте, и быть готовым к эффективному руководству самостоятельной работы студентов.

Представлены различные подходы реализации самостоятельной работы студентов средствами инновационных технологий. Выявлен потенциал инновационных технологий и предложен ряд методических рекомендаций их использования с целью повышения эффективности организации и осуществления самостоятельной работы студентов в УВО. Сделано заключение о том, что использование возможностей инновационных технологий обучения позволяет в значительной степени активизировать личностный интерес студентов к решению учебных задач, повышает мотивацию обучающихся при выборе различных способов самостоятельной работы, стимулирует их активную позицию в повышении уровня овладения способами самоорганизации.

В ходе исследования преподавателями кафедры были проанализированы состояние и тенденции процесса обучения иностранных студентов ВГУ имени П.М. Машерова в контексте развития экспорта образовательных услуг Республики Беларусь. На основе теоретического и эмпирического исследования выявлены особенности и магистральные направления деятельности УВО по совершенствованию процесса обучения иностранных студентов, к которым относятся адаптация иностранных студентов к образовательному процессу и адаптация образовательного процесса, учитывающая социокультурные особенности обучаемых различных региональных групп.

Должное внимание в ходе исследования было уделено и проблеме формирования коммуникативной компетенции, занимающей особо значимое место в подготовке специалистов среднего звена отрасли связи в силу того, что коммуникативная деятельность является одним из видов их будущей профессиональной деятельности наряду с проектно-конструкторской, производственно-технологической, ремонтно-эксплутационной и др. В процессе исследования авторами разработаны и апробированы педагогические условия эффективного формирования коммуникативной компетенции у будущих специалистов связи среднего звена при изучении дисциплины «Беларуская мова», предполагающие реализацию компетентностного, коммуникативно-деятельностного подходов в обучении; развитие в образовательном процессе целостной совокупности структурных компонентов коммуникативной компетенции: мотивационного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного; использование современных активных и интерактивных методов и диалоговых форм организации учебного процесса, которые обеспечивают высокую интенсивность и качество коммуникации учащихся в процессе обучения.

Определенное внимание в ходе исследования было уделено проблемам системы специального образования. Авторами отмечается, что качественное развитие системы специального образования а Республике Беларусь основывается на осуществлении компетентностного подхода к обучению детей с особенностями психофизического развития (ОПФР), в том числе с интеллектуальной недостаточностью, и направлено на формирование социально ориентированной личности, способной реализовать приобретенные знания в практической деятельности.

Проведен анализ особенностей формирования базовой практической и функциональной математических компетенций у детей старшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью в рамках усвоения временных математических категорий. Изучение базовой компетенции показала низкий уровень знаний единиц измерения времени, а также установления соотношения между ними. Исследование практической компетенции выявило специфику решения арифметических задач, определения временных интервалов, воспроизведения даты события.

В ходе исследования были рассмотрены пути формирования гражданской позиции студентов факультета физической культуры и спорта ВГУ имени П.М. Машерова через вовлечение их во Всемирное добровольное волонтерское движение, представлено исследование мотива участия студентов в волонтерском движении; качеств, присущих волонтерам; необходимости развития волонтерства и его влияния на формирование гражданской позиции личности.

С опорой на результаты проведенных исследований обоснована необходимость дальнейшего развития и пропаганды волонтерского движения поскольку оно помогает студентам формировать активную гражданскую и нравственную позицию, этические нормы и правила поведения, ориентирует их на общественное благо, проявляющееся в конкретных делах. Поиск перспективных направлений деятельности волонтерских организаций в ВГУ имени П.М. Машерова произведен в ходе анализа проводимых студентами социально значимых мероприятий для людей с особенностями психофизического развития, пожилых людей, детей-инвалидов. Выявлены качества и ведущие мотивы волонтерской деятельности студентов; показано, что с течением времени, после приобретения опыта работы в данной сфере, приоритеты продолжения волонтерства существенно меняются

В 2021 г. на кафедре педагогики и образовательного менеджмента работает 11 преподавателей, в том числе: 7 доцентов, кандидатов педагогических наук, 3 старших преподавателя, 1преподаватель. На условиях внутреннего совместительства работает два профессора: Николаенко С.В. и Сушко Г.Г.

Продолжает работать над докторской диссертацией Макрицкий М.В.

Поступила в аспирантуру по специальности 13.00.01 преподаватель кафедры Долгая М.В.

4.2. На кафедре работает аспирантура по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования, магистратура по специальностям 1-08 80 02 –« Теория и методика обучения и воспитания (Образовательный менеджмент)», 1-08 80 08 Научно-педагогическая деятельность. К НИР за счет второй половины рабочего дня привлекаются аспиранты, магистранты и студенты. Англоязычная магистратура по специальности «Теория и методика обучения и воспитания. Методика преподавания музыкального искусства, Теория и методика обучения и воспитания. Методка преподавания изобразительного искусства Теория и методика обучения и воспитания. Образовательный менеджмент.

На кафедре имеется 4 компьютера.

Для организации научной работы кафедрой совместно с библиотекой университета ведется активная работа по пополнению фонда. В 2020 году в фонд библиотеки по педагогическим наукам поступило 150 наименования книг. Ведется работа по прайс-листам различных издательств.

Международное сотрудничество

Преподаватели кафедры участвовали в работе российско-белорусского проекта «Становление и развитие педагогической метатеории управления многообразием в образовательных системах».

В течение 2019/2020 учебного года в рамках проектов кафедра занималась организацией мероприятий, направленных на развитие международного сотрудничества, академической мобильности преподавателей и студентов, в т.ч.:

преподаватели кафедры участвовали в разработке и теоретическом обосновании концепции гражданского образования детей и учащейся молодежи, учитывающей особенности построения гражданского общества в Республике Беларусь и России и задач обеспечения информационной безопасности этих государств; определении и теоретическом обосновании общественно-политических и социально-педагогических факторов восприимчивости молодежи к воздействию интернет-среды в условиях расширяющегося информационного многообразия и угроз инфомационной безопасности государства. Данная работа выполняется по теме: «Концепции и стратегии гражданского образования детей и учащейся молодежи в контексте иноформационной безопасности» по договору № Г20Р-271 от 04 мая 2020 г. в рамках НИР БРФФИ.

 

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС)

На кафедре педагогики и образовательного менеджмента работает кружок «Актуальные проблемы теории и истории педагогики», в центре внимания которого были следующие направления:

Становление и развитие военного образования в Беларуси (конец XVIII - начало XX вв.)

Педагогические условия организации дистанционного обучения студентов (на примере курса общей физики)

Педагогические условия реализации системы обучения студентов по военной специальности (на примере ВГУ имени П.М. Машерова)

Формирование ценностного отношения к семье у учащихся колледжа.

Реализация практико-ориентированного подхода при подготовке будущих учителей начальных классов к преподаванию математики

Реализация задач образовательного менеджмента в образовательном процессе колледжа (на примере УО «Оршанский колледж ВГУ имени П.М. Машерова»).

Организация воспитательной работы как средство формирования имиджа среднего специального учебного заведения (на примере УО «Полоцкий колледж ВГУ имени П.М. Машерова»)

Интенсификация обучения на основе опорных схем и таблиц как способ повышения качества знаний (на примере УО «Полоцкий колледж ВГУ имени П.М. Машерова»).

Педагогическое руководство процессом формирования коллектива учебной группы (на примере УО «Полоцкий колледж ВГУ имени П.М. Машерова»).

Управление процессом активизации учебно-познавательной деятельности в условиях дистанционного обучения

Формирование имиджа куратора учебной группы: управленческий аспект (на примере УО «Полоцкий колледж ВГУ имени П.М. Машерова»).

Реализация технологии интерактивного взаимодействия обучающихся при изучении дисциплин специальности «Программное обеспечение информационных технологий» в условиях колледжа

Электронный учебно-методический комплекс как средство реализации дистанционного обучения

Деятельность православных школ в Беларуси (конец XVIII – конец XX вв.)

Формирование нравственных ценностей школьников в процессе изучения белорусской литературы: содержательный аспект

Содержательные аспекты деятельности учителя музыки по эстетическому воспитанию учащихся колледжа ((на примере УО «Оршанский колледж ВГУ имени П.М. Машерова»).

Педагогические условия организации деятельности Школы молодого педагога по формированию профессиональных качеств учителей

Использование игровых методов в эстетическом воспитании учащихся (на примере детской школы искусств №1 г. Орша).

На кафедре постоянно осуществляется подготовка и представление студенческих работ для участия в Республиканском конкурсе научных работ студентов высших учебных заведений Республики Беларусь.

УЧАСТИЕ СТУДЕНТОВ В РЕСПУБЛИКАНСКОМ КОНКУРСЕ НАУЧНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ 2019 г. (результаты)

Ф.И.О, статус

Научный руководитель

Результат

(I, II, III категории, без категории)

 

   

1.Бережная Т.В. магистр

2.Берестень Т.А. магистр

3.Смирнова З.Г. магистр

4.Советная А.А. магистр

 

Беженарь Ю.П.

Загорулько Р.В.

Ракова Н.А.

Фоменко А.А.

Без категории

3 категория

Без категории

3 категория

УЧАСТИЕ СТУДЕНТОВ В РЕСПУБЛИКАНСКОМ КОНКУРСЕ НАУЧНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ 2020 г. (поданные работы)

Ф.И.О, статус

Научный руководитель

1. Ачаповская Е.А. магистрант

2.Долгая М.В. магистрант

3.Фомичесва Е.И. магистрант

4.Шиканов Т.В. магистрант

5.Шиканова Ю.В.

 

Дьяченко Л.С.

Ракова Н.А. Загорулько Р.В.

Тетерина В.В.

Тетерина В.В.

. Пути повышения эффективности использования научного и научно-технического потенциала:

  • разработка методического обеспечения предметов I и II ступени высшего образования педагогического профиля в системе sdo;
  • совершенствование работы аспирантуры: рецензирования преподавателями кафедры отчетов аспирантов по темам диссертационных исследований за отчетный период, обсуждение диссертационных исследований на заседаниях кафедры;
  • дальнейшее совершенствование деятельности филиала кафедры (гимназия № 3) с целью внедрения научных разработок в деятельность преподавателей кафедры, учителей и классных руководителей гимназии;
  • совершенствование организации и деятельности студенческой научной работы посредством проведения исследований и последующего внедрения на базе школ, гимназий и других типов учебных заведений, систематизации деятельности студенческого научного кружка, представления студенческих работ на международный конкурс;
  • совершенствование работы магистратуры посредством разработки методического обеспечения по предметам новых специальностей магистратуры: «Научно-методическая деятельность», «Теория и методика обучения и воспитания (Образовательный менеджмент)».
  • организация активного взаимодействия с вузами Российской федерации (г. Санкт-Петербург, г. Смоленск, г. Псков, г. Новгород) с целью решения актуальных проблем в области профессионально-педагогической подготовки;
   
   
 

Адрес: 210038, г. Витебск, Московский пр-т, 33/2 (корпус ХГФ)
Тел.: +375 (212) 37-58-98
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Кафедра педагогики и образовательного менеджмента – одна из старейших кафедр нашего вуза. Как самостоятельное подразделение была открыта в 1918 году.

В разные годы кафедрой руководили:
1918-1920 гг. – К.И. Тихомиров, бывший директор Витебского учительского института;
1920-1924 гг. – С.И. Василевский, профессор, автор работ по педагогике высшей школы;
1944-1959 гг. и 1965-1969 гг. – Х.К. Матлин,
1959-1964 гг. – С.В. Селицкий;
1969-1982 гг. – И.Д. Чернышенко;
1982-1986 гг. – Н.Е. Ведерникова;
1986-1995 гг. – Т.Е. Мозговая;
1995-2001 гг. – В.И. Турковский.

В настоящее время с 2001 г. кафедру возглавляет Н.А. Ракова.

Со дня основания кафедры ее преподаватели принимали активное участие в профессиональной подготовке будущих учителей и проводили широкую лекционную пропаганду среди педагогов школ, родителей. Кафедра была инициатором выпуска сборника научных записок, участвовала в организации при институте университета научно-педагогических знаний для учителей, родителей, проводила большую воспитательную работу среди студентов. Начиная с 1967/68 учебного года, кафедра каждый год организует инструктивно-методический лагерь по подготовке студентов к воспитательной работе с детьми в летнее время.

На кафедре педагогики работают 11 преподавателей.

Ракова Наталья Андреевна – зав. кафедрой, кандидат педагогических наук, доцент. Член-корреспондент Международной педагогической Академии социальных и педагогических наук. Отличник образования Республики Беларусь. Автор более 100 публикаций, одного учебного пособия с грифом УМО высших учебных учреждений Республики Беларусь. Проблематика научных интересов: содержательно-процессуальные аспекты изучения педагогических дисциплин, деятельность молодежных организаций и объединений.

Турковский Веслав Иосифович – проректор по учебной работе (заочная форма обучения), кандидат педагогических наук, доцент. Отличник просвещения РБ. Ав-тор более 100 публикаций. Тематика научных интересов: формирование личности будущего педагога-исследователя.

Тетерина Вера Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент. Автор более 70 публикаций, двух учебных пособий с грифом Министерства образования и пособия с грифом УМО высших учебных учреждений Республики Беларусь. Лауреат конкурса на лучшую научно-исследовательскую работу. Тематика научных интересов – трудовое воспитание школьников, история педагогики.

Загорулько Регина Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент. Автор более 70 публикаций. Тематика научных интересов – культура жизнедеятельности человека.

Макрицкий Михаил Васильевич – кандидат педагогических наук, доцент. Член-корреспондент Международной академии технического образования. Автор более 45 публикаций. Тематика научных интересов – теоретико-методологические основы формирования педагогической культуры учителя.

Дьяченко Лариса Семеновна – кандидат педагогических наук, доцент. Автор более 60 публикаций. Руководит методологическим семинаром кафедры. Науч-ные интересы – от дидактических проблем до акмеологических возможностей педагогики в формировании личности.

Гелясина Елена Владимировна – доцент кафедры педагогики и образовательного менеджмента Витебского государственного университета имени П.М. Машерова.

Махиня Ольга Владимировна – старший преподаватель. Закончила годичную аспирантуру при кафедре педагогики БГУ им. В.И. Ленина. Автор более 70 публикаций. Среди них: учебные пособия «Основы педагогики», «Общая и христианская педагогика». Заместитель декана по воспитательной работе исторического факультета. Награждена медалью Ефросиньи Полоцкой. Проблематика научных интересов – содержательные аспекты воспитания, христианское воспитание, деятельность молодежных организаций и объединений.

Воронова Анастасия Антоновна – старший преподаватель. Автор более 50 пуб-ликаций: «Производственная практика в детских оздоровительных лагерях», «Ме-тодологический комплекс социализации учащейся молодежи в сфере организованного досуга», «Современные подходы к решению задач социализации детей в условиях оздоровительного лагеря» и другие. Проблематика научных интересов – социализация студентов вуза в практико-ориентированных формах организации педагогического процесса.

Волощенко Ольга Геннадьевна – старший преподаватель. Закончила магистра-туру и аспирантуру при кафедре педагогики ВГУ имени П.М. Машерова в 2006 г. Автор более 50 публикаций. Тематика научных интересов – педагогическая деятельность с музыкально-одаренными детьми.

 

ГодКачества ОрганамТорговли100ЛетВ2 Юбилей105Лет МолодежьПротивНаркотиков ПравовойФорум МолодежьБеларуси
ПатриотБу АбитуриентБу ВитебскиеВести РейтенговаяОценка qr code 3 ПравоБу СтадиИнБу
Трудоустройство ЭкспортБу Витьбичи

Витебский государственный университет имени П.М. Машерова

home Адрес: 210038, г. Витебск, пр-т Московский, 33.

phone Телефон: (+375 212) 37-49-59 (приемная ректора)

printer Факс: (+375 212) 37-49-59

comment E-mail: info@mail-vsu.by

Социальные сети:

© Учреждение образования "Витебский государственный университет имени П.М. Машерова"