На кафедре педагогики работает научный студенческий кружок «Актуальные проблемы теории и истории педагогики»

В центре внимания, которого следующие направления:
– развитие национальной школы Беларуси в условиях политики белорусизации;
– реализация аксиологического подхода в процессе профессионально-личностного развития;
– постинтернатная адаптация детей-сирот в словиях колледжа;
– формирование гражданской позиции старшекласников в условиях гимназии;
– состояние и тенденции развития неформального образования: региональный аспект;
– деятельность «школы лидера» по формированию политической культуры студенческой молодежи;
– педагогические основы работы с одаренными;
– становление и развитие кадетского образования в Беларуси (к.XIX-н.XXI вв.).

На кафедре постоянно осуществляется подготовка и представление студен-ческих работ для участия в Республиканском конкурсе научных работ студентов высших учебных заведений Республики Беларусь. Каждый год работы были отмечены дипломами I, II, III степени.

В 1997-98 учебном году при кафедре педагогики была образована магистра-тура (очная и заочная формы обучения) по специальности 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования».

В 2001-02 учебном году введена дополнительная специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (воспитательная работа)».

Магистры всегда активно участвуют в жизни кафедры: организации и проведении научных конференций, университетских студенческих конференций, проведении лекционных и семинарских занятий, проведении ИМС.
При кафедре создана и работает аспирантура, которая осуществляет подготовку аспирантов по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования.

Защитили кандидатские диссертации – 14 человек.

Тема НИР: «Профессионально-инновационное развитие личности будуще-го учителя в условиях многоуровневой системы высшего образования».
Научный руководитель темы: заведующий кафедрой педагогики, кандидат педагогических наук, доцент Н.А. Ракова.
Цель исследования: обеспечение высокого уровня качества непрерывного педагогического образования, адекватного актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства на основе обогащения всех компонентов системы достижениями прогрессивного педагогического опыта и инновациями.

Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы и определить теоретические основы профес-сионально-инновационного развития личности в условиях многоуровневой системы высшего образования.
2. Выявить условия и определить направления повышения уровня профессио-нализма и социального статуса педагогических кадров.
3. Определить направления совершенствования содержания педагогического образования в условиях многоуровневой подготовки.
4. Разработать и обеспечить внедрение непрерывной практической подготовки во взаимосвязи с теоретическими знаниями, приобретаемыми на занятиях по педагогическим дисциплинам.
5. Раскрыть механизм внедрения современных образовательных технологий в процесс изучения различных педагогических дисциплин на всех уровнях высшего образования.

Этапы исследования:
1. Провести анализ теоретических основ формирования готовности к педагогической деятельности в системе «вуз-магистратура-аспирантура».
2. Обеспечить сочетание фундаментального образования с формированием практических умений и навыков посредством организации непрерывной практической подготовки на всех этапах многоуровневой системы высшего образования.
3. Провести анализ содержания и технологии профессионально-педагогической подготовки студента, магистранта, аспиранта. На основе получен-ной информации внести необходимые коррективы в содержание изучаемых дисциплин и создать их научно-методическое обеспечение.
4. Апробировать и внедрить в практику работы информационные образова-тельные технологии на всех этапах обучения студентов, магистрантов, аспирантов.
5. На основе накопленного кафедрой педагогики опыта теоретически обосновать необходимость профориентационной работы через систему педагогических классов с целью привлечения в вузы по педагогическим специальностей профес-сионально ориентированной школьной молодежи.

Внедрение в работу учебных пособий, практикумов курса «История образования и педагогической мысли», учебно-методических комплексов по курсам педагогики «Педагогика современной школы» и «Педагогические системы и технологии».
Разработка электронных учебников в системе «moodle» по всем курсам дисциплины «Педагогика».
Разработка и внедрение методического обеспечения по всем видам педагогической практики.

Конференции, проведенные кафедрой:
1. Международная научно-практическая конференция «Общеобразовательная школа в условиях реформирования: состояние, перспективы» (Витебск, 2002).
2. Международная научная конференция «Формирование гражданской культуры молодежи в условиях интеграции Республики Беларусь в европейское образовательное пространство» (Витебск, 2004).
3. Педагогические чтения, посвященные памяти И.Д. Чернышенко «Трудовое воспитание школьников: теория и практика» (Витебск, 2004).
4. Международная научно-практическая конференция «Социализация детей и молодежи: опыт, теория, практика, перспективы» (Витебск, 2006).
5. Педагогические чтения «Актуальные проблемы теории и истории педагогики» (Витебск, 2006).
6. Республиканская научно-практическая конференция «Роль молодежных организаций и объединений в гражданском становлении личности» (Витебск, 2007).
7. Международная научно-практическая конференция «Практическая подготовка специалистов в условиях университетского образования: состояние проблемы, перспективы» (Витебск, 2008).
8. Международная научно-практическая конференция «Система воспитатель-ной работы вуза по формированию гражданской позиции молодежи» (Ви-тебск, 2009).
9. Международная научно-практическая конференция «Педагогические инновации: традиции, опыт, перспективы» (Витебск, 2010).
10. II Международная научно-практическая конференция «Педагогические инновации: традиции, опыт, перспективы» (Витебск, 2011).
11. III Международная научно-практическая конференция «Педагогические инновации: традиции, опыт, перспективы» (Витебск, 2012).

@ Учреждение образования "Витебский государственный университет имени П.М. Машерова"