На кафедре педагогики работает научный студенческий кружок «Актуальные проблемы теории и истории педагогики»

В центре внимания, которого следующие направления:

- реализация технологии проблемного обучения как средства формирования уровня знаний учащихся средней общеобразовательной школы: управленческий аспект

- игра как средство развития музыкально-творческих способностей у младших школьников

- управление качеством профессиональной подготовки студентов - будущих учителей иностранного языка

- формирование культуры здоровьесбережения у студентов специальной медицинской группы

- андрагогические основы общения в системе: администратор - профессиональный коллектив

- деятельность еврейских школ на территории Беларуси (конец XIX – начало XXвв.)

- роль лидерства в формировании ученического коллектива.

- формирование интереса к классической музыке на уроках в начальной школе: управленческий аспект

На кафедре постоянно осуществляется подготовка и представление студенческих работ для участия в Республиканском конкурсе научных работ студентов высших учебных заведений Республики Беларусь. Каждый год работы были отмечаются дипломами I, II, III категории. За последний 2018-2019 учебный год 1 работе присвоена II категория (научный руководитель доцент Тетерина В.В.), 2 работам присвоена III категория (научный руководитель доцент Ракова Н.А.и доцент Фоменко А.А.)

В 1997-98 учебном году при кафедре педагогики была образована магистратура (очная и заочная формы обучения) по специальности 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования».
В 2001-02 учебном году введена дополнительная специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (воспитательная работа)».

В 2013 -2014 учебном году введена дополнительная специальность 09 81 01 «Образовательный менеджмент».

С 2019-2020 учебного года кафедра осуществляет подготовку магистров очной и заочной формы обучения по специальности 1-08 80 02 «Теория и методика обучения и воспитания (Образовательный менеджмент) и 1-08 80 08 «Научно-педагогическая деятельность».
Магистры всегда активно участвуют в жизни кафедры: организации и проведении научных конференций, университетских студенческих конференций, проведении лекционных и семинарских занятий, проведении ИМС.

При кафедре создана и работает аспирантура, которая осуществляет подготовку аспирантов по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования.
Защитили кандидатские диссертации – 14 человек.

В 2019 году обучается в аспирантуре 3 человека, из них 1 соискатель. Поступили в аспирантуру 5 человек, из них 2 соискателя.

 

Научно-исследовательская работа кафедры

Тема НИР: «Психолого-педагогические ресурсы оптимизации взаимодействия субъектов образовательной среды».

Раздел: «Профессионально-личностное развитие будущего учителя в условиях инновационной деятельности вуза».

Научный руководитель темы: заведующий кафедрой педагогики, кандидат педагогических наук, доцент Н.А. Ракова.

Цель исследования: обеспечение высокого уровня профессионально-личностного развития будущего учителя адекватного актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства на основе обогащения всех компонентов системы достижениями прогрессивного педагогического опыта и инновациями.

Задачи исследования:

1.Изучить состояние проблемы и определить теоретические основы профессионально-личностного развития будущего педагога.

  1. Выявить условия и определить направления формирования готовности к инновационной деятельности будущих педагогических кадров.
  2. Определить направления совершенствования содержания профессионально педагогического образования в условиях инновационной деятельности Вуза.
  3. Раскрыть механизм внедрения современных образовательных технологий при изучении различных педагогических дисциплин в условиях инновационной деятельности Вуза.

Этапы исследования:

  1. Провести анализ теоретических основ профессионально-личностного развития будущего учителя, выявить структуру.
  2. Проанализировать возможности инновационной деятельности вуза как средства профессионально-личностного развития будущего учителя.
  3. Обеспечить включение в инновационную деятельность вуза будущих педагогов с целью их профессионально-личностного развития, используя потенциал филиалов кафедр.
  4. Апробировать и внедрить в практику работы информационные образовательные технологии на всех этапах обучения студентов, магистрантов, аспирантов.
  5. На основе накопленного кафедрой педагогики опыта теоретически обосновать необходимость профориентационной работы через систему педагогических классов с целью привлечения в вузы по педагогическим специальностей профессионально ориентированной школьной молодежи.

Ожидаемые результаты НИР, их научная и практическая значимость. Публикации по теме:

Турковский В.И., Ракова Н.А. Теории управления многообразием в России и за рубежом: история, основные понятия, ведущие идеи и ценностно-смысловые установки: монография / М.Н. Певзнер, П.А. Пестряков и др.; под общ. ред. М.Н. Певзнера, П.А. Пестрякова; НовГУ им. Ярослава Мудрого, Великий Новгород, 2017. – 250 с.

Турковский В.И., Лауткина С.В. Языковая культура как фактор когнитивного и личностного благополучия обучаемого в аспекте метатеории образования / Метатеория психологического знания: теория и практика : монография / В.Я. Янчук [и др.]. – Витебск : ВГУ имени П.М.Машерова, 2017. – 456 с.

Ракова Н.А. Турковский В.И. Многообразие культур студенческой молодежи Республики Беларусь: диагностический подход / 2018г. г. Великий Новгород.

Внедрение в работу учебных пособий, практикумов курса «История образования и педагогической мысли», учебно-методических комплексов по курсам педагогики «Педагогика современной школы» и «Педагогические системы и технологии», «Педагогическая инноватика» и др.

Разработка электронных учебников в системе «moodle» по всем курсам дисциплины «Педагогика».

Разработка и внедрение методического обеспечения по всем видам педагогической практики.

Разработка и внедрение современных образовательных технологий при изучении различных педагогических дисциплин в условиях инновационной деятельности.

Создание системы инновационной деятельности вузов.

Создание и деятельность педагогических классов. Создание и деятельность филиалов кафедр как важнейшей педагогической инновации.

 

Российско-белорусский проект

«Становление и развитие педагогической метатеории управления многообразием в образовательных системах»

02.09.2016-01.09.2019

Количество участников: 3 (Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (Великий Новгород), Академия последипломного образования (Минск), Витебский государственный университет имени П.М. Машерова (Витебск))

Цель проекта: Разработка концептуально-методологических основ педагогической метатеории управления многообразием в образовательных системах.

Основные направления работы:

- инклюзивное образование;

- работа с одаренными детьми;

- работа с трудными детьми;

- культурное многообразие (работа с иностранными студентами).

Конференции, проведенные кафедрой:

  1. Международная научно-практическая конференция «Общеобразовательная школа в условиях реформирования: состояние, перспективы» (Витебск, 2002).
    Международная научная конференция «Формирование гражданской культу-ры молодежи в условиях интеграции Республики Беларусь в европейское образовательное пространство» (Витебск, 2004).
    3. Педагогические чтения, посвященные памяти И.Д. Чернышенко «Трудовое воспитание школьников: теория и практика» (Витебск, 2004).
    4. Международная научно-практическая конференция «Социализация детей и молодежи: опыт, теория, практика, перспективы» (Витебск, 2006).
    5. Педагогические чтения «Актуальные проблемы теории и истории педагогики» (Витебск, 2006).
    6. Республиканская научно-практическая конференция «Роль молодежных ор-ганизаций и объединений в гражданском становлении личности» (Витебск, 2007).
    7. Международная научно-практическая конференция «Практическая подготов-ка специалистов в условиях университетского образования: состояние про-блемы, перспективы» (Витебск, 2008).
    8. Международная научно-практическая конференция «Система воспитатель-ной работы вуза по формированию гражданской позиции молодежи» (Ви-тебск, 2009).
    9. Международная научно-практическая конференция «Педагогические иннова-ции: традиции, опыт, перспективы» (Витебск, 2010).
    10. II Международная научно-практическая конференция «Педагогические инно-вации: традиции, опыт, перспективы» (Витебск, 2011).
    11. III Международная научно-практическая конференция «Педагогические инно-вации: традиции, опыт, перспективы» (Витебск, 2012).
  2. IV Международная научно-практическая конференция «Педагогические инно-вации: традиции, опыт, перспективы» (Витебск, 2013).
  3. Международная научно-практическая интернет конференция «Педагогические инновации -2017» (Витебск, 2017).

Публикации

Учебники и учебные пособия с грифом Министерства образования:
1. Зинькова, Н.К. История педагогики: практикум / Н.К. Зинькова, А.П. Орлова, В.В. Тетерина. – Минск: УП «ИВЦ Минфина», 2006. – 328 с.
2. Зинькова, Н.К. История педагогики: учебное пособие для студентов высших учебных заведений по педагогическим специальностям / Н.К. Зинькова, А.П. Орлова, В.В. Тетерина. – Минск: УП «ИВЦ Минфина», 2008. – 375 с.
3. Зинькова, Н.К. История педагогики: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Н.К. Зинькова, А.П. Орлова, В.В. Тетерина. – Минск: УП «ИВЦ Минфина», 2009. – 250 с.
4. Ракова, Н.А. Педагогика современной школы: Учебно-метод. пособие / Н.А. Ракова, И.Е. Керножицкая. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2009. – 225 с.
5. Зинькова, Н.К. История педагогики: учебно-методические материалы: пособие для студентов педагогических специальностей / Н.К. Зинькова, А.П. Орлова, В.В. Тетерина. – Минск: УП «ИВЦ Минфина», 2010. – 290 с.
6. Зинькова, Н.К. История педагогики в 2-ух частях: учебно-методическое пособие для студентов педагогических специальностей / Н.К. Зинькова, А.П. Орлова, В.В. Тетерина. – Минск: УП «ИВЦ Минфина», 2013. – часть I 324с., часть II 284 с.
7. Зинькова, Н.К. История педагогики: знаменитые школы (конец XIX - начало XX вв.): учебное пособие для студентов высших учебных заведений по педагогическим специальностям / Н.К. Зинькова, А.П. Орлова, В.В. Тетерина. – Минск: УП «ИВЦ Минфина», 2015. – 45 с.
8. Ракова, Н.А. Педагогика современной школы: Учебно-метод. пособие / Н.А. Ракова, И.Е. Керножицкая. – Витебск: Издательство УО «ВГУ имени П.М. Машерова», 2017. – 226 с.

Учебные, методические и т.п. пособия, рекомендации, программы и др.:
1. Организация практики студентов предвыпускного ивыпускного курсов по педагогике: Учебно-методическое пособие / Авт-сост. И.Е. Керножицкая. – Витебск: Изд-во УО "ВГУ имени П.М. Машерова", 2006. – 82 с.
2. Ракова, Н.А. Актуальные проблемы современной педагогики: учебно-методический комплекс / Н.А. Ракова. – Витебск: Изд-во УО "ВГУ имени П.М. Машерова", 2006. – 65 с.
3. Зинькова, Н.К. История образования и педагогической мысли: курс лекций / Н.К. Зинькова, В.В. Тетерина. – Витебск: Изд-во УО "ВГУ имени П.М. Машерова", 2006. – 250 с.
4. Тестовые задания к курсу педагогических дисциплин / Разработчики: Н.А. Ракова, Н.К. Зинькова, Р.В. Загорулько, Л.С. Дьяченко, О.В. Махиня, А.А. Воронова, Л.И. Кунцевич. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2006. – 71 с.
5. Керножицкая, И.Е. Подготовка и проведение практических занятий по педагогике: учебно-методическое пособие / И.Е. Керножицкая. – Витебск: Изд-во УО "ВГУ имени П.М. Машерова", 2006. – 95 с.
6. Турковский, В.И. Педагогические основы формирования достоинства девочек-подростков общеобразовательной школы: учебно-методический комплекс / В.И. Турковский, Е.А. Свирко. – Витебск: Изд-во УО "ВГУ имени П.М. Машерова", 2006. – 170 с.
7. Актуальные проблемы теории и истории педагогики: Педагогические чтения, посвященные памяти С.В. Селицкого, 2 февраля 2006 г. / Под. ред. В.В. Тетериной, И.Е. Керножицкой, Л.И. Кунцевич, А.А. Вороновой; отв. За выпуск Н.А Ракова, Н.К. Зинькова. – Витебск: Издательство Уо "ВГУ им. П.М. Машерова", 2006. – 337 с.
8. Ракова, Н.А. Тесты по теории и методике воспитательной работы: сборник / Н.А. Ракова, Р.В. Загорулько, О.Г. Волощенко. – Витебск: Изд-во УО "ВГУ имени П.М. Машерова", 2007. – 30 с.
9. Ракова, Н.А. Педагогика современной школы: теоретический аспект: учебно-методический комплекс / Н.А. Ракова. – Витебск: Изд-во УО "ВГУ имени П.М. Машерова", 2007. – 127 с.
10. Керножицкая, И.Е. Программа государственного экзамена / И.Е. Керножицкая. – Витебск: Изд-во УО "ВГУ имени П.М. Машерова", 2007. – 69 с.
11. Зинькова, Н. К. История образования и педагогической мысли: Учебно-методический комплекс / Н. К. Зинькова, А. П. Орлова, В. В. Тетерина. – Ви-тебск: Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2007. – 282 с.
12. Роль молодежных организаций и объединений в гражданском становлении личности: Сборник материалов республиканской научной конференции пре-подавателей, аспирантов и студентов, Витебск, 17 мая 2007 г. / Под ред. Г.А. Качан, Н. К. Зинькова, Ю. И. Венгер; отв. за выпуск. С. А. Моторов, А.П. Ор-лова, Н. А. Ракова. – Витебск, 2007. – 217 с
13. Практическая подготовка специалистов в условиях университетского образования: состояние, проблемы, перспективы: материалы международной научно-практической конференции, Витебск, 20 марта 2008 г. / Вит. гос. ун-т; редкол.: Н. А. Ракова (отв. ред.) [и др.]. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2008. – 375 с.
14. Ракова, Н. А. Педагогика современной школы: Учебно-методическое пособие / Н. А. Ракова, И. Е. Керножицкая. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2008. – 215 с.
15. Турковский, В.И. Теоретико-методологические основы педагогического ис-следования: Учебно-методический комплекс / В.И. Турковский. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2008. – 243 с.
16. Современные образовательные технологии: Учебно-методическое пособие для магистрантов / автор Л. С. Дьяченко. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2008. – с. 24.
17. Основы семейной педагогики: Учебно-методический комплекс/ авторы-составители Е.Ф. Ивашкевич, Л.И. Кунцевич, О.Г. Волощенко. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2008. – 63 с.
18. Организация идеологической и воспитательной работы в академической группе: методические рекомендации в помощь куратору / автор-составитель О. Г. Волощенко. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2008. – 60 с.
19. Загорулько, Р.В. Педагогические системы и технологии: практический аспект: курс лекций / Р.В. Загорулько, Н.А. Ракова, Л.И. Шевцова. Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2009. – 204 с.
20. Педагогический дневник: методические рекомендации / авт.-сост. Н.Г. Легкоступова, О.Г. Волощенко. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2009. – 52 с.
21. В помощь воспитателю детского оздоровительного лагеря: методические рекомендации / авт.-сост. Н.Г. Легкоступова, О.Г. Волощенко. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2009. – 52 с.
22. Система воспитательной работы вуза по формированию гражданской позиции молодежи: материалы республиканской научно-практической конференции, Витебск, 21 мая 2009 г. / Вит. гос. ун-т; редкол.: Н. А. Ракова (отв. ред.) [и др.]. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2009. – 155 с.
23. Зинькова, Н.К. История педагогики: этюды о знаменитых школах: от античности до начала Нового Времени: учебное пособие / Н.К. Зинькова, А.П. Орлова, В.В. Тетерина. – Витебск: Изд-во УО "ВГУ имени П.М. Машерова", 2010. – 125 с.
24Методические рекомендации по подготовке и сдаче государственного экза-мена по педагогике / Л.С. Дьяченко, Н.К. Зинькова. – Витебск: Изд-во УО "ВГУ имени П.М. Машерова", 2010. – 53 с.
25.Педагогические инновации: традиции, опыт, перспективы: материалы международной научно-практической конференции, Витебск, 27-28 мая 2010 г. / Вит. гос. ун-т; редкол.: Н. А. Ракова (отв. ред.) [и др.]. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2010. – 282 с.
26.Ракова, Н.А. Педагогика (краткий учебный курс) для студентов – граждан неславянских стран: учебно-метод. пособие / Н.А. Ракова, И.Е. Керножицкая. – Витебск: Изд-во УО "ВГУ имени П.М. Машерова", 2011. – 55 с.
27.Фоменко, А.А. Художественное наследие родного края: Методические реко-мендации к краеведческому факультативному курсу для студентов педагоги-ческих специальностей / А.А. Фоменко. – Новополоцк: ПГУ. – 60 с.
28.Педагогические инновации: традиции, опыт, перспективы: материалы II меж-дународной научно-практической конференции, Витебск, 12-13 мая 2011 г. / Вит. гос. ун-т; редкол.: Н. А. Ракова (отв. ред.) [и др.]. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2011. – 263 с.
29.Турковский, В.И. Система менеджмента качества охраны труда в высшем учебном заведении: учебно-метод. пособие / В.И. Турковский, А.П. Солодков, И.В. Галузо. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2011. – 50 с.
30. Ракова Н.А. Андрагогическая модель обучения: Учебно-метод. пособие: в рамках программы «ТЕМПУС-4» / Н.А. Ракова. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2012. – 73 с.
31. Загорулько Р.В. Формальное и неформальное образование: Учебно-метод. пособие: в рамках программы «ТЕМПУС-4» / Р.В. Загорулько. – Витебск: Из-дательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2012. – 70 с.
32. Дьяченко, Л.С. Теория образования взрослых: Учебно-метод. пособие: в рамках программы «ТЕМПУС-4» / Л.С. Дьяченко. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2012. – 70 с.
33. Ракова, Н.А. Учебно-методические задания по педагогике: формирование профессиональной компетентности студентов: 2 Ч. / Н.А. Ракова, И.Е. Керножицкая. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2012. – 100с.
34. Ракова, Н.А. Рабочая тетрадь по педагогике (для студентов Китайской Народной Республики) / Н.А. Ракова, И.Е. Керножицкая. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2012. – 37 с.
35. Методическое сопровождение идеологической и воспитательной работы в академической группе / авт.-сост. О.Г. Волощенко. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2012. – 50 с.
36. Педагогические инновации: традиции, опыт, перспективы: материалы III международной научно-практической конференции, Витебск, 3 мая 2012 г. / Вит. гос. ун-т; редкол.: Н. А. Ракова (отв. ред.) [и др.]. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2012. – 253 с.
37.Педагогические инновации: традиции, опыт, перспективы: материалы IV международной научно-практической конференции, Витебск, 5 декабря 2013 г. / Вит. гос. ун-т; редкол.: Н. А. Ракова (отв. ред.) [и др.]. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2013. – 281 с.
38. Ракова Н.А. Теоретические и прикладные проблемы профессионального образования метод. рекомендации / Н. А. Ракова. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2013. – 50 с
39. Керножицкая И.Е. Педагогическая практика: проектирование и организация эффективной профессиональной подготовки (предвыпускной курс), (выпускной курс) учебно-метод. пособие / И.Е. Керножицкая. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2013. – 100 с 
40. Дьяченко Л.С.,Зинькова Н.К.,Загорулько Р.В. Методические рекомендации по подготовке и сдаче государственного экзамена по педагогике учебно-метод. пособие / Л. С. Дьяченко, Н.К. Зинькова, Р.В. Загорулько - Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2013. – 50 с
41. Зинькова Н.К., Тетерина В.В. Рабочая тетрадь по курсу “История педагогики и педагогической мысли” (для студентов Китайской Народной Республики), метод. рекомендации / Н.К. Зинькова, В.В. Тетерина. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2013. – 27 с
42. Волощенко О.Г. Летний калейдоскоп, метод. рекомендации / О.Г. Волощенко. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2014. – 50 с
43. Воронова А.А Педагогические системы и технологии. в 2 частях учебно-метод. пособие / А.А. Воронова, О.Г. Волощенко, А.А. Фоменко, Р.В. Загорулько - Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2014. – 100 с
44. Ракова Н.А. Педагогическая инноватика. учебно-метод. пособие / Н. А. Ракова. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2014. – 50 с
45. Фоменко А.А. Современные воспитательные технологии учебно-метод. пособие / А.А. Фоменко. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2014. – 50 с
46. Ракова Н.А., Махиня О.В., Волощенко О.Г. Введение в педагогическую профессию: Учебно-методический комплекс / Н.А. Ракова, О.В. Махиня, О.Г. Волощенко – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2015. – 100 с
47. Турковский В. И. Исследование профессиональных компетенций и образовательных потребностей педагогических кадров в условиях работы с гетерогенными группами учащихся учебно-метод. пособие / В.И. Турковский, Л.Г. Турусова, В.Г. Реут и др. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2014. – 170 с
48. Загорулько Р.В. Основы образовательного менеджмента Учебно-методический комплекс / Р.В. Загорулько – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2015. – 100 с
49. Воронова А.А., Фоменко А.А. «Педагогические системы и технологии» (для студентов Китайской Народной Республики) учебно-метод. пособие / А.А. Воронова, А.А. Фоменко. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2015. – 50 с
50. Загорулько Р.В. Основы образовательного менеджмента: Учебно-методический комплекс – Витебск ВГУ имени П.М. Машерова, 2016
51. Воронова А.А., Фоменко А.А. «Педагогические системы и технологии» (для студентов Китайской Народной Республики) - ВитебскВГУ имени П.М. Машерова, 2016
52. Ракова Н.А., Махиня О.В., Волошенко О.Г. «Введение в педагогическую профессию»: методические рекомендации – Витебск ВГУ имени П.М. Машерова, 2016
53. Турковский В. И., Тарусова Л.Г., Реут В.Г., Байкова Л.А.и др. «Исследование профессиональных компетенций и образовательных потребностей педагогических кадров в условиях работы с гетерогенными группами учащихся»: учебно-методическое пособие - Минск, 2016
54. Тетерина В.В., Орлова А.П. «История педагогики: этюды о знаменитых школах (первой половине 20 в.)»: учебно-методическое пособие, - Витебск, 2016
55. Ракова Н.А., Керножицкая И.Е., Тетерина В.В. Программа ГЭК: Методические рекомендации – Витебск, 2017
56. Орлова А. П., Тетерина В.В. История педагогики: Этюды о знаменитых школах (классики советской педагогики): учебное пособие Витебск, 2018
57. Ракова Н.А., Керножицкая И.Е. «Педагогика современной школы»: учебно-методическое пособие - Витебск, 2018
58. Волощенко О.Г. Летний калейдоскоп: методические рекомендации, - Витебск ВГУ имени П.М. Машерова, 2017
59. Воронова А.А. «Методика воспитательной работы в детских оздоровительных лагерях»: УМК, - Витебск ВГУ имени П.М. Машерова, 2017
60. Волощенко О.Г. «Педагогический дневник воспитателя»: методические рекомендации, - Витебск ВГУ имени П.М. Машерова, 2017
61. И.Е. Керножицкая, В.И. Турковский «Педагогическая практика: формирование профессиональной компетентности (выпускной курс)» : методические рекомендации / методические рекомендации / сост.: И.Е. Керножицкая, В.И. Турковский. – Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2016. – 52 с.
62. И.Е. Керножицкая, В.И. Турковский «Педагогическая практика: формирование профессиональной компетентности (предвыпускной курс)» : методические рекомендации/ методические рекомендации / сост.: И.Е. Керножицкая, В.И. Турковский. – Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2016. – 50 с.
63. Тетерина В.В., Орлова А.П. «История педагогики», - Витебск, 2017
64. Ракова Н.А., Керножицкая И.Е. «Практические занятия по педагогике: организация взаимодействия преподавателя и студентов», - Витебск, ВГУ имени П.М. Машерова, 2018 г.
65. Загорулько Р.В., Фоменко А.А. и др. «Программа государственного экзамена по специальности 1-08 01 71 Педагогическая деятельность специалистов», - Витебск, 2018
66. Слемнев М.А. Историческая динамика социокультурных программ цивилизационного развития / М.А.Слемнев // Глобализация, регионализация, пограничье: монография/ П.А. Водопьянов [и др.]; под науч. Ред. М.А. Слемнева. – Витебск: ВГУ имени П. М. Машерова, 2018. – С.33-43.
67. Турковский В.И., Ракова Н.А. Теории управления многообразием в России и за рубежом: история, основные понятия, ведущие идеи и ценностно-смысловые установки: монография / М.Н. Певзнер, П.А. Пестряков и др.; под общ. ред. М.Н. Певзнера, П.А. Пестрякова; НовГУ им. Ярослава Мудрого, Великий Новгород, 2017. – 250 с.
68. Турковский В.И., Лауткина С.В. Языковая культура как фактор когнитивного и личностного благополучия обучаемого в аспекте метатеории образования / Метатеория психологического знания: теория и практика : монография / В.Я. Янчук [и др.]. – Витебск : ВГУ имени П.М.Машерова, 2017. – 456 с.

@ Учреждение образования "Витебский государственный университет имени П.М. Машерова"