План мероприятий по профилактике коррупции на 2023 год

План мероприятий по
профилактике коррупции
в учреждении образования «Витебский государственный
университет имени П.М. Машерова»
на 2023 год

Утверждено
Протокол заседания комиссии по противодействию коррупции
19.12.2022 №2

Наименование мероприятий

Срок исполнения

Исполнители

1

2

3

Организационно – практические мероприятия

1. Осуществлять систематический контроль за выполнением законодательства о борьбе с коррупцией в ВГУ имени П.М. Машерова при проведении проверок (ревизий) по вопросам обеспечения сохранности имущества, находящегося в государственной собственности, целевого и эффективного его использования; исполнения законодательства при осуществлении процедур государственных закупок товаров, работ и услуг.

Постоянно

Ректор университета

Проректор по учебной работе

Проректор (Раловец А.И.)

Начальник центра бухгалтерского учета и финансов, главный бухгалтер

2. Обеспечивать соблюдение порядка осуществления административных процедур по обращениям граждан. Рассматривать в установленные сроки обращения граждан, содействовать им в получении дополнительных сведений и (или) документов от других государственных органов (организаций), исключить из практики факты истребования иных, чем установленные в законодательстве, документов.

Постоянно

Первый проректор

Начальник общего отдела

3. Использовать телефоны «горячих линий» и прямых телефонных линий в целях выявления фактов вымогательства, взяточничества и других проявлений коррупции, а также для более активного привлечения общественности к борьбе с данными правонарушениями

Постоянно

Ректор университета

4. Обеспечить наличие в учреждении образования, «Книги замечаний и предложений» и доступность ее для граждан. Обеспечить реальную работу с внесенной информацией, проводить системный анализ и контроль за устранением обоснованных жалоб и замечаний

Постоянно

Ректор университета

Начальник общего отдела

5. Не реже одного раза в полугодие рассматривать вопросы исполнения законодательства о борьбе с коррупцией на заседаниях комиссии по борьбе с коррупцией

2 раз в год

Ректор университета

6. Ежегодно анализировать причины и условия, способствующих совершению правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений.

Ежегодно

Первый проректор

7. Усилить контроль за обоснованностью предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи

Постоянно

Первый проректор

Начальник центра бухгалтерского учета и финансов, главный бухгалтер

8. Принимать меры по предупреждению совершения коррупционных преступлений на основе анализа информации, предоставляемой районным отделом внутренних дел.

Ежеквартально

Первый проректор

Проректор по учебной работе

9. Включать в повестку совета университета и советов факультетов вопросы по профилактике коррупционных правонарушений с возможным привлечением сотрудников РОВД и прокуратуры

Ежегодно

Первый проректор

Проректор по учебной работе

Деканы факультетов

10. Продолжить практику по созданию условий для успешного выполнения работниками своих функций, с применением действенного поощрения за высокие результаты работы достойных работников в строгом соответствии с законодательством Республики Беларусь и локальными нормативными актами ВГУ имени П.М. Машерова

Постоянно

Ректор университета

Первый проректор

Начальник центра бухгалтерского учета и финансов

Кадровое и материально-техническое обеспечение

11. Осуществлять контроль за организацией приема на работу педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала в строгом соответствии со штатным расписанием учреждений образования

Постоянно

Ректор университета

Начальник отдела кадров

12. Обеспечивать формирование экзаменационных комиссий с учетом профессиональных, деловых и моральных качеств кандидатов

Постоянно

Ректор университета

Проректор по учебной работе

13. Проводить встречи с трудовыми коллективами, обучающимися, в том числе по вопросам исполнения антикоррупционного законодательства

Постоянно

Ректор университета

14. Усилить антикоррупционную составляющую при преподавании учебных дисциплин, предусматривающих изучение правовых и морально-этических аспектов

Постоянно

Проректор по учебной работе

15. Усилить взаимодействие с первичными организациями общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи» по проведению информационно-разъяснительной работы среди обучающихся и их родителей

Постоянно

Проректор по воспитательной работе

16. Размещать на сайте учреждения образования информацию антикоррупционной направленности

Постоянно

Первый проректор

Начальник центра информационных технологий

17. Доводить на собраниях трудового коллектива информацию о совершенных в учреждениях образования Витебской области коррупционных правонарушениях

Постоянно

Первый проректор

18. Продолжить проверку кандидатов на управленческие должности, включая истребование и изучение сведений о судимости, привлечении к административной и иным видам ответственности, а также из тестирование на предмет соответствия психологическим и нравственным качествам, профессиональным знаниям

Постоянно

Начальник отдела кадров

19. Продолжить внедрение при проверке соответствия уровня профессиональных и личностных качеств работников занимаемой должности методов оценки, разработанных специально для конкретных категорий работников, учитывающих специфику из деятельности

Постоянно

Начальник отдела кадров

Контрольные мероприятия

20. Обеспечить контроль за соблюдением порядка осуществления административных процедур по обращениям граждан

постоянно

Ректор университета

Начальник общего отдела

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПАМЯТКА

ОСНОВНЫЕ КОРРУПЦИОННЫЕ ПОНЯТИЯ:

 

«Коррупция - умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного получения имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица, в том числе иностранного» (абзац 1 статьи 1 Закона о борьбе с коррупцией).

 

«К государственным должностным лицам относятся Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе, а также иные государственные служащие, на которых распространяется действие законодательства о государственной службе (далее - государственные служащие); сотрудники Следственного комитета Республики Беларусь; сотрудники Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь; лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, в том числе воинские, в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь и относящиеся в соответствии с законодательными актами к должностным лицам (далее - военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь); заместители руководителей местных Советов депутатов; лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях и организациях, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц» (абзац 2 статьи 1 Закона о борьбе с коррупцией).

«К государственным должностным лицам, занимающим ответственное положение, - Президент Республики Беларусь, Председатель Палаты представителей и Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Премьер-министр Республики Беларусь и их заместители, руководители государственных органов, непосредственно подчиненных или подотчетных Президенту Республики Беларусь, Парламенту Республики Беларусь, Правительству Республики Беларусь, и их заместители, иные государственные должностные лица, должности которых включены в кадровые реестры Главы государства Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь; руководители местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов и их заместители; судьи; прокуроры областей, города Минска, прокуроры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним транспортные прокуроры и их заместители; начальники следственных подразделений, органов дознания и их заместители (за исключением капитанов морских или речных судов, командиров воздушных судов, находящихся вне пределов Республики Беларусь, и их заместителей), следователи; руководители органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь, внутренних дел, государственной безопасности, пограничной службы, таможенных, налоговых органов и их заместители» (абзац 3 статьи 1 Закона о борьбе с коррупцией).

«К лицам, приравненным к государственным должностным лицам (приравненные к ним лица), - члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на непрофессиональной основе, за исключением заместителей руководителей местных Советов депутатов; граждане, зарегистрированные в установленном законом порядке кандидатами в Президенты Республики Беларусь, в депутаты Палаты представителей, в члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, в депутаты местных Советов депутатов; лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в негосударственных организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий; представители общественности при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, отправлению правосудия» (абзац 4 статьи 1 Закона о борьбе с коррупцией).

«К иностранным должностным лицам - должностные лица иностранных государств, члены иностранных публичных собраний, должностные лица международных организаций, члены международных парламентских собраний, судьи и должностные лица международных судов (абзац 5 статьи 1 Закона о борьбе с коррупцией).

«Руководящая должность - должность руководителя либо заместителя руководителя организации, иного работника, осуществляющего организационно-распорядительные (руководящие, организующие, направляющие, координирующие и контролирующие) функции применительно к организации, ее структурным подразделениям, работникам и направлениям деятельности» (абзац 7 статьи 1 Закона о борьбе с коррупцией).

«Имущество - недвижимые и движимые вещи (включая деньги и ценные бумаги), иное имущество, в том числе имущественные права, установленные гражданским законодательством» (абзац 8 статьи 1 Закона о борьбе с коррупцией).

«Предметом взятки могут быть материальные ценности (деньги, ценные бумаги, вещи и т.п.) либо выгоды имущественного характера независимо от их стоимости, предоставляемые должностному лицу исключительно в связи с занимаемым должностным положением (различного вида услуги, оказываемые безвозмездно либо на льготных основаниях, но подлежащие оплате, производство строительных, ремонтных, иных работ и т.п.)» (п. 5 Постановления от 26 июня 2003 г. № 6).

 

«Под вымогательством взятки понимается требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения таких действий по службе, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина, либо умышленное поставление гражданина посредством бездействия по службе в такие условия, при которых он был вынужден дать взятку для предотвращения вредных последствий его правоохраняемым интересам (п. 10 Постановления от 26 июня 2003 г. № 6).

Не является получением взятки принятие должностным лицом сувениров и подарков при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, а равно подарков по случаю дня рождения и праздников, если они были вручены должностному лицу без какой-либо обусловленности вознаграждения соответствующими действиями по службе. Если же будет установлено, что под видом подарка передавалась взятка за использование должностным лицом своих служебных полномочий в интересах лица, вручившего подарок, то содеянное квалифицируется как взяточничество независимо от стоимости предмета взятки (п. 20 Постановления от 26 июня 2003 г. №6).

 

В соответствии с Заключением Конституционного Суда от 12.11.2001г. №З – 129/ 2001 «О соответствии Конституции положения пункта 3 части четвертой статьи 4 Уголовного кодекса Республики Беларусь и основанной на нем практики применения понятия должностного лица по признаку совершения юридически значимых действий», так к лицам, уполномоченным в установленном порядке на совершение юридически значимых действий в соответствии с п.3 ч.4 статьи 4 Уголовного кодекса Республики Беларусь – отнесены лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в учреждениях, организациях или на предприятиях (независимо от форм собственности), должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий. (см. Научно – практический комментарий к Закону «О борьбе с коррупцией» ст. 3, С. 72 -73).

В связи с этим Конституционный Суд отмечает, что к лицам, уполномоченным на совершение юридически значимых действий, следует относить не только тех преподавателей, которые выполняют свои обязанности в качестве членов квалификационных или экзаменационных комиссий, но и преподавателей, принимающих у студентов или учащихся курсовые экзамены либо зачеты.

Выставление преподавателями оценок на курсовых экзаменах, а также положительная или отрицательная оценка знаний обучаемых при принятии у них зачета, что фиксируется в официальных документах (экзаменационные ведомости, зачетные книжки и т.п.), в одних случаях являются прямым и непосредственным основанием наступления юридически значимых последствий, то есть возникновения, изменения или прекращения правоотношений (например, предоставление права на получение учебной стипендии) (см. Научно – практический комментарий к Закону «О борьбе с коррупцией» ст. 3, С. 74).

Преподаватель приобретает статус должностного лица, будучи назначенным или избранным на должность, связанную с выполнением организационно – распорядительных или административно – хозяйственных обязанностей (заведующий кафедрой, заместитель декана, декан, проректор, ректор), либо при исполнении обязанностей члена приемной или государственной экзаменационной комиссии, когда помимо оценки знаний абитуриента или выпускника он участвует в принятии юридически значимого решения о зачислении лица в учебное заведение либо о присвоении квалификации выпускнику. (см. Научно – практический комментарий к Закону «О борьбе с коррупцией» ст. 3, С. 59).

«Коррупционными правонарушениями являются:

 

- вымогательство государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;

- принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей, кроме предусмотренной законодательством оплаты труда;

- предложение или предоставление государственному должностному или приравненному к нему лицу либо иностранному должностному лицу имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;

- действие или бездействие государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица при исполнении служебных (трудовых) обязанностей в целях незаконного извлечения выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц;

- незаконное использование или умышленное сокрытие имущества, полученного государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом от любой деятельности,;

- принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества (подарков), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, или получение другой выгоды для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей;

- осуществление государственным должностным или приравненным к нему лицом поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы его служебной (трудовой) деятельности, за исключением следующих поездок: служебных командировок; по приглашению супруга (супруги), близких родственников или свойственников; осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или по договоренности между государственными органами Республики Беларусь и органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций; осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров;

- передача государственным должностным лицом физическим лицам, а также негосударственным организациям бюджетных средств или иного имущества, находящегося в государственной собственности либо в собственности организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, если это не предусмотрено законодательными актами;

- использование государственным должностным лицом в личных и иных внеслужебных интересах предоставленного ему для выполнения государственных функций имущества, находящегося в государственной собственности, если это не предусмотрено актами законодательства;

- использование государственным должностным лицом своих служебных полномочий в целях получения кредита, займа, приобретения ценных бумаг, недвижимого и иного имущества;

- мелкое хищение имущества путем злоупотребления служебными полномочиями» (статья 37 Закона о борьбе с коррупцией).

 

Ответственность за правонарушения, создающие условия для коррупции, и коррупционные правонарушения устанавливается Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, Уголовным кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами.

Ответственность за взяточничество наступает независимо от времени передачи взятки: до или после совершения действия (бездействия) в интересах взяткодателя или представляемых им лиц (п.3 Постановления от 26 июня 2003 г. № 6).

Перечень коррупционных преступлений

В целях эффективной организации работы комиссий по противодействию коррупции государственных органов, а также информирования членов комиссий об уголовном законодательстве, предусматривающем уголовную ответственность за совершение коррупционных преступлений, настоящей памяткой предусмотрена информация о следующих составах коррупционных преступлений, утвержденная  постановлением Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Комитетом государственного контроля, Оперативно – аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь, Министерством внутренних дел Республики Беларусь, Комитетом государственной безопасности, Следственным комитетом Республики Беларусь от 27 декабря 2013 года за № 43/9/95/571/57/274 и включает 10 статей:

  1. Статья 210 УК - Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями
  2. Части 2 и 3 статьи 235 УК -  Легализация ("отмывание") средств, полученных преступным путем (в ред. Закона Республики Беларусь от 30.06.2014 N 165-З)
  3. Части 2 и 3 статьи 424 УК - Злоупотребление властью или служебными полномочиями
  4. Части 2 и 3 статьи 425 УК - Бездействие должностного лица
  5. Части 2 и 3 статьи 426УК - Превышение власти или служебных полномочий
  6. Статья 429 УК Незаконное участие в предпринимательской деятельности
  7. Статья 430 УК Получение взятки
  8. Статья 431 УК Дача взятки
  9. Статья 432УК Посредничество во взяточничестве
  10. Часть 1 статьи 455 УК Злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти

Возможные виды коррупционных действий со стороны должностных лиц:

  • 1) При приеме на работу;
  • 2) Работа по совместительству;
  • 3) Распределение средств материального стимулирования;
  • 4) Награждение профессорско – преподавательского состава;
  • 5) Повышения квалификации сотрудников;
  • 6) Хозяйственные операции (начисление заработной платы, проведение ремонтов, использование автотранспорта);
  • 7) Служебные командировки в пределах Республики Беларусь, а также за ее пределы;
  • 8) Подготовка проектов локальных нормативных правовых актов (положений, инструкций, стандартов, приказов, распоряжений);
  • 9) Осуществление административных процедур;
  • 10) Подбор и расстановка кадров;
  • 11) Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и распределение жилых помещений;
  • 12) Организация деятельности учреждения (подразделения, отдела, лаборатории);
  • 13) Работа персонала, связанная с коррупционными рисками;
  • 14) Работа с обращениями граждан;
  • 15) Списание ценностей.

Антикоррупционное законодательство в Республике Беларусь

  • 1) Конституция Республики Беларусь 1994года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2013. – 48с.
  • 2) Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (заключена 31 октября 2003года): вступ. для Респ. Беларусь 9 сент. 2003 г., 6 сентября 2007 г. // Консультант Плюс. Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
  • 3) Конвенция Организации Объединенных Наций против Транснациональной организованной преступности: вступ. в силу для Респ. Беларусь 9 сент. 2003 г. в соответствии с Законом от 3 мая 2003 г. № 195 – З // Консультант Плюс. Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
  • 4) Конвенция  О гражданско – правовой ответственности за коррупцию: [Электронный ресурс]:[заключена в Страсбурге 04.11.1999г.] // Консультант Плюс. Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
  • 5) О рекомендациях по совершенствованию законодательства государств – участников СНГ в сфере противодействия коррупции [Электронный ресурс]: постановление Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств, 23 нояб. 2012 г., № 38 – 17 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
  • 6) Уголовный кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 9 июля 1999 г., № 275 – З: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.01. 19 г. № 171 - З // Консультант Плюс. Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
  • 7) Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Кодекс Респ. Беларусь, 21 апр. 2003 г., № 194 –З: принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г.: одобр. Советом Респ. 2 апр. 2002 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.01. 19 г. № 171 - З // Консультант Плюс. Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
  • 8) Гражданский кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 7 декабря 1998 г., № 218 – З: принят Палатой представителей 28 октября 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 ноября 1998г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 17.07. 2018 г. № 135 – З // Консультант Плюс. Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
  • 9) Трудовой кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 26 июля 1999 г., № 296 – З: принят Палатой представителей 8 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 1999г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 17. 07. 2018г. № 124 – З // Консультант Плюс. Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
  • 10) О борьбе с коррупцией: Закон Респ. Беларусь, 15 июля 2015 г. № 305 – З // Консультант Плюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
  • 11) О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 17 июля 2018 г. № 130 - З // Консультант Плюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
  • 12) О прокуратуре Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 8 мая  2007 г. № 220 – З (в ред. от 18.07.16 г. № 401 - З) // Консультант Плюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
  • 13) О государственной службе: Закон Респ. Беларусь, 14 июня 2003 г № 204 – З // Консультант Плюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
  • 14) Об основах деятельности по профилактике правонарушений: Закон Респ. Беларусь, 04 января 2014 г. № 122 – З (в ред. от 09.01.18 г. № 91 - З) // Консультант Плюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
  • 15) О декларировании имущества и доходов физических лиц по требованию налоговых органов: Закон Респ. Беларусь, 04 января 2003 г. № 174 – З (в ред. от 09.01.17 г. № 16 - З) // Консультант Плюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
  • 16) О мерах по предотвращению легализации доходов  полученных преступным путем, и финансированию террористической деятельности: Закон  Респ. Беларусь, 19 июля 2006 г. № 426 – З // Консультант Плюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
  • 17) О средствах массовой информации: Закон Респ. Беларусь, 17 июля 2008 г., № 427 - З (в ред. от 17.07.18 г. № 128 - З)// Консультант Плюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
  • 18) О дебюкратизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения: Директива № 2 (в ред. от 23.03.15 г. № 135) // Консультант Плюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
  • 19) Об утверждении положения о деятельности координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией. Указ Президента Республики Беларусь 17 декабря 2007 г. N 644 (в ред. Указов Президента Республики Беларусь от 15.06.2009 N 312, от 09.2010 N 505, от 08.01.2013 N 8, от 23.02.2015 N 95) // Консультант Плюс. Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
  • 20) О cовершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь Указ Президента Республики Беларусь 16 октября 2009 г. N 510 (в ред. Указов Президента Республики Беларусь от 04.09.2019 N 328) // Консультант Плюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
  • 21) О криминологической экспертизе проектов законов Республики Беларусь. Указ Президента Республики Беларусь, 29 мая 2007 г. № 244 // Консультант Плюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
  • 22) О специальных подразделениях по борьбе с коррупцией и организованной престуностью: Указ Президента Респ. Беларусь, 16 июля 2007 г. № 330 // Консультант Плюс. Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
  • 23) Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 9 нояб. 2012 г. № 575 // Консультант Плюс. Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
  • 24) О выплате вознаграждений и других выплат физическим лицам, способствующим выявлению коррупции: постановление Совета Министров, 5 февр. 2016 г. № 101 // Консультант Плюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
  • 25) Об утверждении Типового положения о комиссии по противодействию коррупции: постановление Совета Министров, 26 декабря 2011 г. № 1732 (в ред. от 28.06.18 г. № 502)  // Консультант Плюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
  • 26) О некоторых вопросах декларирования доходов и имущества государственными служащими и иными категориями лиц: постановление Совета Министров, 16 янв. 2016 г. № 19 // Консультант Плюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
  • 27) О порядке сдачи, учета, хранения, оценки и реализации имущества, в том числе подарков, полученного государственными должностными лицами и приравненным к нему лицом, с нарушение порядка установленного законодательными актами в связи с исполнением им своих служебных обязанностей: постановление Совета Министров, 22 янв. 2016 г. № 45 (в ред. от 20.06.18 г. № 466) // Консультант Плюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
  • 28) О судебной практике по делам о взяточничестве: постановление Пленума Верховного Суда Респ. Беларусь, 26 июня 2003 г. № 6 (в ред. от 24.09.2009 г. № 8)  //  Консультант Плюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
  • 29) О судебной практике по делам о преступлениях против интересов службы: постановление Пленума Верховного Суда Респ. Беларусь, 16 декабря 2004 г. № 4 (в ред. от 31.03.2016 г. № 2) //  Консультант Плюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
  • 30) О применении судами уголовного законодательства по делам о хищениях имущества: постановление Пленума Верховного Суда Респ. Беларусь, 21 декабря 2001 г. № 15 (в ред. от 31.03.2016 г. № 2) //  Консультант Плюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.

Памятка (перечень) по коррупционным преступлениям

1 page 0001

Памятка для работы комиссий по противодействию коррупции в целях предотвращения и урегулирования конфликта интересов

Карта коррупционных рисков

Карта коррупционных рисков

в учреждении образования «Витебский государственный

университет имени П.М. Машерова»

Утверждено

Протокол заседания комиссии по противодействию коррупции

21.12.2020 №3

Раздел работы

Область деятельности, где возможны коррупционные риски

Меры профилактики

Деятельность работников учреждения образования, Хозяйственные операции.

Регистрация материальных ценностей

Использование своих служебных полномочий при решении личных вопросов, связанных с удовлетворением материальных потребностей должностного лица или его родственников.

Постановка на регистрационный учет материальных ценностей.

Досрочное списание материальных ценностей и расходных материалов с регистрационного учета.

Отсутствие регулярного контроля наличия и сохранения имущества

Соблюдение руководителями структурных подразделений и работниками требований антикоррупционного законодательства, ознакомление работников с ответственностью за совершение коррупционного правонарушения.

Обеспечение порядка сдачи, учета, хранения, оценки и реализации имущества, в том числе подарков, полученного государственным должностным или приравненным к нему лицом с нарушением порядка, установленного законодательными актами, в связи с исполнением своих служебных (трудовых) обязанностей. Своевременная постановка на учет имущества, безвозмездно переданного в учреждение образования, в соответствии с действующим законодательством.

Прием на работу

При приеме на работу предоставление не предусмотренных законодательством преимуществ (протекционизм, семейственность, прием на работу близких родственников, свойственников).

Соответствие образования квалификационным требованиям, предъявляемым согласно ЕКСД.

Соблюдение порядка согласования назначений на руководящие должности, приема на работу педагогических работников, молодых специалистов.

Оформление обязательств государственных должностных лиц (для руководящих работников и работников, осуществляющих организационно-управленческие функции).

Соблюдение требований законодательства при приеме на работу близких родственников.

Предоставление руководителями деклараций о доходах и имуществе.

Работа по совместительству

прием на работу по совместительству.

Соблюдение требований по ограничению работы по совместительству руководителей.

Оформление обязательств государственных должностных лиц (до приема на работу).

Соблюдений ограничений, установленных законодательством, в работе по совместительству.

Соблюдение порядка составления, утверждения, согласования, ознакомления с графиками работы по совместительству.

Организация системы контроля за отработкой рабочего времени по совместительству.

Проведение аттестации работников в учреждения образования на соответствие занимаемой должности

Лоббирование интересов лиц, аттестуемых на соответствие занимаемой должности.

Предупреждение о персональной ответственности председателя и членов аттестационной комиссии за нарушение коррупционного законодательства.

Объективность формирования аттестационных материалов с отражением реальных результатов деятельности аттестуемых.

Оплата труда

Оплата рабочего времени не в полном объеме.

Оплата рабочего времени в полном объеме в случае, когда сотрудник фактически отсутствовал на рабочем месте.

Проверка отработки рабочего времени работниками учреждения образования.

Направление на переподготовку

Принятие решений о направлении работников на переподготовку.

Мотивация причин направления работников при принятии решения о направлении на переподготовку.

Распределение средств материального стимулирования

На уровне учреждения образования:

оказание материальной помощи, премирование, единовременные выплаты на оздоровление,

стимулирующие и компенсирующие выплаты работникам.

Проведение информационной работы с членами трудового коллектива по разъяснению коллективного договора и положений о порядке оказания материальной помощи, о порядке и условиях премирования, о единовременной выплате на оздоровление, об условиях и порядке установления других стимулирующих и компенсирующих выплат работникам.

Доведение до сведения членов трудового коллектива содержания приказов о материальном стимулировании (ежемесячно).

Оформление протоколов заседаний комиссий по распределению средств материального стимулирования. Разработка и внедрение механизма внутреннего аудита. Соответствие установленных приказами сумм стимулирующего характера положениям о материальном стимулировании.

Награждение педагогических работников и учащихся

Представление работников к награждению наградами

Обсуждение кандидатур награждаемых работников на общих собраниях трудовых коллективов.

Организация работы комиссий по рассмотрению наградных материалов.

Объективность оценки результатов работы.

Образовательная

деятельность

Проведение текущей и итоговой аттестации,

организация и проведение выпускных экзаменов,

выдача документов об образовании и обучении,

оказание дополнительных платных образовательных услуг.

Контроль за качеством преподавания, объективностью выставления отметок, организацией итоговой аттестации обучающихся.

Организация работы экзаменационных комиссий в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.

Проведение разъяснительной работы с родительской и педагогической общественностью по предупреждению коррупционных проявлений.

Организация контроля за выдачей документов об образовании и обучении, подсчетом среднего балла.

Наличие договоров на оказание дополнительных платных образовательных услуг между учреждением образования и законными представителями.

Оплата за предоставленные услуги посредством перечисления на банковский расчетный счет учреждения образования.

Организация приема абитуриентов в ВГУ имени П.М.Машерова

Прием абитуриентов в ВГУ имени П.М. Машерова, а также перевод, восстановление обучающихся из других учреждений образования.

4.2.      Осуществлять прием абитуриентов в ВГУ имени П.М. Машерова, а также перевод обучающихся из других учреждений образования и в рамках университета при неукоснительном соблюдении Кодекса Республики Беларусь об образовании и Положения о порядке перевода, восстановления и отчисления студентов, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №780 от 15.06.2011.

Аттестация студентов

Необъективность в выставлении отметки, завышение баллов для искусственного поддержания видимости успеваемости.

Завышение баллов за вознаграждение или оказание услуг со стороны студентов либо их родителей (законных представителей)

Контроль организации проведения итоговой и промежуточной аттестации

Поступление и предоставление безвозмездной (спонсорской) помощи

Поступление и предоставление безвозмездной (спонсорской) помощи

Оформление договора об оказании спонсорской помощи и согласование в соответствии с действующим законодательством.

Сохранность основных средств, материальных ценностей и денежных средств

Несвоевременная постановка на учет материальных ценностей и основных средств.

Умышленно досрочное списание основных средств, материальных ценностей и расходных материалов с бухгалтерского учета.

Отсутствие регулярного контроля за наличием и сохранностью имущества.

Осуществление финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством.

Проведение анализа и причин возникновения недостачи, хищения и других потерь основных средств, материальных ценностей и денежных средств.

Проведение плановых и неплановых инвентаризаций основных средств, материальных ценностей и денежных средств.

Проведение внутрихозяйственного контроля, а также внешнего аудита финансово-хозяйственной деятельности.

Привлечение к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения.

Служебные командировки в пределах Республики Беларусь, а также за ее пределы.

Оформление служебных командировок в пределах Республики Беларусь, а также за ее пределы.

Соблюдение порядка согласования командировок.

Своевременное предоставление отчетов по результатам заграничных командировок.

Проведение процедуры государственных закупок и закупок за счет собственных средств

Совершение сделок с нарушением установленного порядка и требований закона в личных интересах.

Установление необоснованных преимуществ для отдельных лиц при осуществлении закупок товаров, работ, услуг.

Отказ от проведения мониторинга цен на товары и услуги.

Предоставление заведомо ложных сведений о проведении мониторинга цен на товары и услуги

Размещение заказов ответственным лицом на поставку товаров и оказание услуг из ограниченного числа поставщиков именно в той организации, руководителем отдела продаж которой является его родственник

Проведение разъяснительной работы по предупреждению коррупционных преступлений.

Организация взаимодействия с правоохранительными органами.

Проведение ремонтных и строительных работ.

Проведение процедур при закупке товаров (работ, услуг) при проведении текущих ремонтов;

взаимные расчеты с подрядчиком во время и после проведения текущих ремонтов.

Осуществление контроля на объектах текущего ремонта.

Проведение внутреннего аудита.

Проведение разъяснительной работы по предупреждению коррупционных преступлений.

Обращения граждан и юридических лиц

Сообщение о коррупционных проявлениях в письменных обращениях, в т.ч. поступивших в ходе личного приема.

Нарушение установленного порядка рассмотрения обращений граждан и юридических лиц.

Соблюдение установленного порядка и сроков рассмотрения обращения граждан и юридических лиц.

Постоянный мониторинг обращений граждан и юридических лиц на предмет наличия сведений о коррупционных проявлениях.

Привлечение к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения.

patriot photo 2020 06 11 14 46 41 b6c9d020a8d98865ed811f64277eddcc logo Баннер Витебские вести banner vitbichi 02 правоby
logo god kachestva 20220707 pravovoj forum belarusi МинЛоготип105 img211109 02 Приложение 3 Баннер ПРО русск qr code 3 12 100229 1 157722 Изображ соцсети 1

Витебский государственный университет имени П.М. Машерова

home Адрес: 210038, г. Витебск, пр-т Московский, 33.

phone Телефон: (+375 212) 37-49-59 (приемная ректора)

printer Факс: (+375 212) 37-49-59

comment E-mail: info@mail-vsu.by

Социальные сети:

© Учреждение образования "Витебский государственный университет имени П.М. Машерова"