АБАЗОВСКИЙ КОНСТАНТИН АНТОНОВИЧ
Герой Советского Союза Константин Абазовский родился 1 октября 1919 года в деревне Обухово (Бешенковичский район) в крестьянской семье.
Из воспоминаний двоюродного брата Леонида Абазовского: “Однажды недалеко от деревни Латыгово приземлился одномоторный самолет У-2. Дети со всей округи бросились к машине. Костя начал распрашивать пилота, как стать летчиком. “Закончишь школу на пятерки, мускулы свинцом нальешь – приходи в Витебский аэроклуб”, – ответил тот”.
В 1936-м Константин Абазовский поступил в педагогический институт им. С. М. Кирова на исторический факультет (по другим данным - в учительский институт, техникум), одновременно занимался в аэроклубе. Именно с Витебского аэроклуба и начался полёт Абазовского в бессмертие…
После окончания института преподавал историю в Плисской неполной средней школе Бешенковичского района.
В 1940 году призван в ряды Красной Армии. Окончил Ульяновское военно-авиационное училище.
В боях Великой Отечественной войны с 1943 года.
Абазовский Константин Антонович - командир звена 190-го штурмового авиационного полка 214-й штурмовой авиационной дивизии 15-й воздушной армии 2-го Прибалтийского фронта, лейтенант. Принимал участие в освобождении Северного Кавказа, Крыма, Прибалтики. Воевал на 2-м Прибалтийском фронте.
Однополчане вспоминали Константина Абазовского как веселого и верного товарища. Он очень любил литературу и музыку, играл на губной гармошке. Еще одним увлечением были звезды, а любимым созвездием – далекий Орион. Полковые летчики так и прозвали Константина.
В апреле 1944-го в воздушном бою Абазовский был ранен и направлен в санитарную часть. Нежнее всех за Константином ухаживала стрелок авиавооружения москвичка Александра Бойкова. Весной 1944-го они поженились.
К августу 1944 года командир звена 190-го штурмового авиационного полка лейтенант К.А. Абазовский совершил 106 боевых вылетов, лично уничтожил и подбил 11 танков, 3 самолёта на земле, много автомашин и другой боевой техники.
К.А. Абазовский был награжден орденом Ленина (26.10.1944), двумя орденами Красного Знамени (29.04.1944), орденом Отечественной войны 2-й степени (25.10.1943), двумя орденами Красной Звезды (25.08.1943, 19.05.1944), медалями.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования по уничтожению живой силы и техники противника и проявленные при этом мужество и героизм лейтенанту Константину Антоновичу Абазовскому присвоено звание Героя Советского Союза.
Но не суждено было отважному лётчику получить заслуженную награду Родины. По злой иронии судьбы Константин Антонович Абазовский погиб у деревни Дагда (Латвия) в воздушном бою 26 октября 1944 года — в день подписания Указа о присвоении ему звания Героя. Посмертно его зачислили в коллектив Рижского морского порта.
Память о герое увековечена на мемориальной доске памятника лётчикам-героям Ульяновской военной авиационной школы пилотов (самолёт Як-52).
На родине К.А. Абазовского, имя героя увековечено на мемориале героев Великлой Отечественной войны. Его именем названы улица и переулок в райцентре Бешенковичи.
В 2022 году, в рамках празднования 575-летия Бешенкович, возле районного историко-краеведческого музея установлены бюсты Героев Советского Союза, уроженцев Бешенковичского района — Константина Антоновича Абазовского, Михаила Амосовича Высогорца, Льва Михайловича Доватора, Ивана Ивановича Строчко и Михаила Николаевича Ткаченко.
С 2022 года имя Героя Советского Союза носит школа в Островно.
Васильева Зинаида Тимофеевна
У Смоленского рынка в Витебске в 1967 году открыт обелиск в честь подпольной группы Лизы Березкиной, члены которой были повешены фашистами на этом месте в сентябре 1942 года. Заместителем руководителя этой группы была Зина Васильева, студентка исторического факультета Витебского педагогического института.
Группа Березкиной была единственной группой, наладившей выпуск советских листовок в оккупированном фашистами Витебске, да еще непосредственно в типографии профашистской газеты «Новый путь».
Осенью 1942 года группа перешла к диверсионной работе. В момент передачи мин подпольщику Воробьеву для взрыва вражеского радиоузла и телефонной станции Зина и Лида были схвачены фашистами.
Почти две недели героев-подпольщиков подвергали самым изощренным пыткам в кровавых застенках СД. Судьба патриотов была предрешена. Они прекрасно понимали это и мужественно держались до конца. Об этом свидетельствуют надписи, оставленные ими на стенах камер в подвалах СД. Вот одна из них: «Евсеенко Вера, Берёзкина Лида, 18 лет». Дальше приписка: «Расстрел». Вторая надпись: «Зина, Лида, Коля Захаров». Подпись: «Бомба». Это подпольный псевдоним Лидии Березкиной.
Фашисты решили устроить публичную казнь советских патриотов. Герои-комсомольцы Лидия Демьяновна Берёзкина, Зинаида Тимофеевна Васильева, Евгений Яковлевич Волчок, Василий Денисович Корнешонок, их старшие товарищи Николай Владимирович Воробьев и Николай Игнатьевич Захаров были повешены 22 сентября 1942 года возле Смоленского рынка.
ВОЛКОВИЧ ЛЕВ АЛЕКСЕЕВИЧ
Волкович Лев Алексеевич родился 14.12.1924 в Россонском р-не, д. Луговая.
С января по июнь 1942 г. участвует в подпольной группе П. М. Машерова, с июля 1942 г. по 1944 г. - в партизанском отряде Щорса, Рокосовского.
Награжден Орденом Отечественной войны II степени (30.12.1950), медалью "За победу над Германией" (09.05.1945) и др..
Заслуженный работник культуры БССР (1984).
Автор воспоминаний о П. М. Машерове.
Лев Волкович учился в россонской школе, где преподавал П.М. Машеров, а затем и воевал вместе с учителем.
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ Л.А. ВОЛКОВИЧА
В воскресенье, 22 июня 1941г. они хотели сфотографироваться всем классом. Но сделать это не успели. В Россонах еще никто не знал, что это были последние минуты тишины. Потом четыре года, если и была тишина, то только перед боем. Услышав призыв Коммунистической партии к советскому народу дать отпор фашистскому агрессору, они, не сговариваясь, пришли в военкомат. Но военком развел руками: «Школьников не принимаем».
А вскоре на восток отступали красноармейцы. Было это в начале июля 1941 года, а через несколько дней в Россоны вошли немцы. Появились объявление, кончавшиеся словом «расстрел». Ребята оповестили друг друга и к полудню собрались на берегу тихой речки Кисель. Они шумно плескались в реке, потом уселись загорать на виду у фрица, который стирал штаны.
«Комсомольское собрание считаю открытым», - тихо проговорил комсорг Лева Волкович. – «Вопрос один: как будем бороться с фашистами?» Решено было создать подпольную комсомольскую группу. Командиром подпольной комсомольской огранизации стал учитель П.М. Машеров.
Немцы были довольны: молодые люди добровольно шли работать на «новый порядок». Интеллигентный мальчик в очках Лева Волкович и учитель физики Машеров, например, пришли работать в сельхозуправу. Военный комендант Отто Ленц не мог понять, откуда брались листовки, почему загорались склады, взрывались электростанции, кто снабжал военнопленных оружием, кто убивал полицаев и карателей. За время работы в подполье ребята из 10 «А» сумели добыть 7 пулеметов, 50 винтовок, гранаты и патроны. Карателям был нанесен большой ущерб. Фашисты стали догадываться, что в Россонах действует подпольная организация и, наконец, напали на их след. Машеров отдал приказ уходить. Мальчишки уходили в лес. Они уходили поодиночке – мимо своей школы, мимо матерей, которые тайком выглядывали из окна, не смея смутить слезами вдруг повзрослевших сыновей. И щемящее чувство расставания и неожиданно нахлынувшая нежность к матери сдавила мальчишкам горло. Первым уходил их классный руководитель Петр Миронович, после него – Лева Волкович. Уходили уже опытными подпольщиками. Смерть уже не казалось им высокой и прекрасной. Им нужна была жизнь, чтобы мстить.
500 военнопленных, расстрелянных у школы, женщины и дети, расстрелянные у железной дороги, заживо сожженные и замученные – это всегда помнил Лева Волкович, когда, поправив очки, прицеливался в фашиста. Свой счет к врагу имел он за поруганную землю, за безвинно замученных людей, за скорбь и муки матерей и вдов. Он шел в атаку на врага, не думая о подвиге. Четыре года шел боевыми дорогами Лев Алексеевич Волкович, громя и уничтожая фашистскую нечисть, сначала бойцом, потом командиром отделения, потом помощником комиссара отряда имени Щорса по комсомольским делам.
10 «А» на «отлично» усваивал урок мужества. Урок затянувшийся на 4 года. Отряд имени Щорса совместно с другими партизанскими отрядами участвовал в одной очень важной операции по взрыву моста. Надо было взорвать Бениславский мост. Отряд к этой операции готовился очень тщательно и в большой конспирации. К мосту были стянуты войска немецкого гарнизона, установлено несколько дзотов. Самое важное было разбить гарнизон и подвести взрывчатку. Из двух отрядов была сформирована штурмовая группа и на рассвете 4 августа 1942 года мост взлетел в воздух. 300 вражеских эшелонов не прибыли на фронт.
Прошло много лет. Давно отгремела война. Время и годы давно залечили раны, боль, утраты и горечь людей. Только память человеческая нетленна.
В 1948 г. Волкович закончил Партийную школу при ЦК КПБ и до 1955 находился на партийной работе в г. Полоцке. Преподаватель истории КПСС
Полоцкого педучилища в 1956-1959 гг., в 1959-1962 гг. учился в аспирантуре БГУ им. Ленина. С 1962 г преподавал политэкономию в Витебском педагогическом институте.
В 1995 г. вышел на пенсию.
ВЫСОГОРЕЦ МИХАИЛ АМОСОВИЧ
Герой Советского Союза Высогорец Михаил Амосович родился 19 ноября 1920 года в семье крестьянина, в деревне Дуковщина Бешенковичского района (Витебская область),
Окончив школу и затем Витебский учительский институт (техникум), с 1940 года работал учителем в Освейской школе.
В ноябре 1940 года Михаила Высогорца призвали в армию. Поскольку он уже имел средне-специальное образование по специальности геометрия, черчение, Высогорца направили в Московское военно-инженерное училище в посёлке Болшево. Так он стал «болшевским курсантом». Но через полгода обучения началась Великая Отечественная война.
Первое боевое крещение Михаилу Высогорцу пришлось принять в составе курсантских рот. Курсанты сражались под Малоярославцем, Юхновом, Нарофоминском.
В конце сентября – первые дни октября 1941 года неблагоприятные развития событий на фронте создали большую опасность Москве. Для ускорения строительства оборонительных рубежей на Mожайской линии обороны (МЛO) туда были направлены дополнительные силы, в том числе курсанты училища. 5 октября 1941 года училище почти в полном составе убыло на различные участки переднего края первой полосы MЛO. Курсант Высогорец служил в 9-й роте (командир лейтенант Семилуцкий) и в её составе поступил в распоряжение начальника Калужского УР. Там он участвовал в подрыве 3-х деревянных мостов, минировании 2-х путепроводов на шоссейных дорогах. По приказу командующего 49-й армии Высогорец в составе группы курсантов взорвал ТЭЦ и городскую водонапорную башню в городе Калуге.
После возвращения в училище курсант Высогорец был в числе 50-и человек включен в состав оперативно-инженерной группы генерала И.П.Галицкого, начальника штаба инженерных войск Красной Армии. 20 декабря 1941 года группа убыла в Севастополь для выполнения задания по созданию инженерных заграждений вокруг осаждённого города. Курсанты непосредственно сами выполняли работы и выступали в качестве инструкторов по устройству взрывных заграждений. 26 января 1942 года специальным приказом всем курсантам было присвоено звание «лейтенант», и они в качестве отдельной инженерной роты были зачислены в состав Приморской армии. До июня 1942 года Высогорец участвовал в обороне Севастополя и при приближении врага взорвал ряд военных объектов города.
После оставления Севастополя советскими войсками лейтенант Высогорец был назначен командиром отдельной сапёрной роты в составе 121-й стрелковой дивизии 60-й армии Воронежского фронта. Рота в составе дивизии участвовала в боях на северных окраинах города Воронежа и полгода занималась бесконечным рытьём оборонительных траншей, строительством блиндажей, наблюдательных и командных пунктов, установкой минных полей. Неоднократно при атаках врага бойцам Высокогорца приходилось откладывать шанцевые инструменты и браться за стрелковое оружие, а при наших атаках в городе, входить в штурмовые группы, подрывать превращённые фашистами в узлы обороны части городских зданий.
В 1943 году началось наступление советских войск от Сталинграда и Воронежа на запад. В инженерные части стала поступать мототехника, и сапёрам больше приходилось не взрывать, как в 1941-42 годах, а строить. Особенно в инженерных частях нуждались танковые армии, так как на пути наступления попадалось множество рек, которые солдат мог переплыть, а танк, увы, нет.
В феврале 1943 года старшего лейтенанта Высогорца перевели в состав 17-й мотоинженерной бригады, обеспечивавшей все инженерные нужды 1-й танковой армии, где офицер был назначен командиром инженерной роты.
Первый свой мост в составе танкистов Высогорец с подчинёнными построил весной 1943 года через реку Псёл южнее города Обоянь Курской области. Кроме этого у села Бутово в ожидании наступления врага на Курск его сапёрам пришлось перерыть почти все окрестности, оборудовать противотанковые рвы, установить сотни противотанковых мин, а перед самым наступлением, в июле 1943 года, при помощи танкистов зарыть сами танки в землю по башни. 5 июля 1943 года армада фашистских танков, прорвавшаяся через передний край стрелковых подразделений, была встречена огнём «тридцатьчетвёрок» с закрытых позиций, нанеся им большой урон. Кроме этого часть фашистских танков подорвалась на установленных подчинёнными Высогорца минах.
Во время наступления 1-й танковой армии на Томаровку и Богодухов рота старшего лейтенанта Высогорца строила переправы через реки Ворскла и Мерла. Уже тогда, ввиду качества и быстроты произведённых работ, у роты Высогорца определилась специализация – «мостовики», чем в основном им пришлось заниматься 2 грядущих военных года. За своевременное выполнение боевых заданий командования во время Курской битвы и Харьковской операции в сентябре 1943 года старший лейтенант Высогорец был награждён медалью «За отвагу».
Михаил Амосович Высогорец особо отличился в боях в июле-августе 1944 года при форсировании рек Западный Буг, Сан, Висла. Под огнем противника умело руководил строительством мостов, личным примером мужества и отваги вдохновлял бойцов на ускоренное выполнение инженерных работ. Был ранен, но не покинул поле боя.
23 сентября 1944 года Михаилу Амосовичу Высогорцу было присвоено звание Героя Советского Союза. Награжден также орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями.
После увольнения в запас в 1957 году окончил горный техникум, работал в Новокузнецке начальником производственно-технического отдела строительного управления.
С 1974 года проживал в поселке городского типа Шаховское Московской области.
Работал в должности начальника производственно-технического отдела ПМК-287 треста «Мособлсельстрой -18».
По воспоминаниям коллег, Михаил Амосович был профессионалом в строительстве, хорошо знал объекты и людей на стройке. Всегда мог помочь и подсказать правильное решение. Он был интеллигент в настоящем понимании этого слова.
С 1982 года - заместителем главного врача по хозяйственной части центральной районной больницы.
Скончался 22 апреля 1996 года. Похоронен на родине.
В 1999 году на доме, в поселке Шаховском, где последние годы жил М.А. Высогорец, установлена мемориальная доска.
В центре посёлка Шаховская, у здания историко-краеведческого музея, в 1985 году установлен бюст Героя. В 2005 году создана Аллея Героев, на которой есть памятник Высогорцу.
На родине героя память о нем увековечена на воинском мемориале.
В 2022 году у здания краеведческого музея установлен бюст М.А. Высогорца
Бочейковской школе в 2022 голу присвоено имя М.А. Высогорца.
Генеральницкий Дмитрий Павлович
Дмитрий Павлович Генеральницкий родился 10 ноября 1911 года в городе Умани Черкасской области Украины в семье рабочего-мельника. Тяга к прекрасному проявилась у юноши рано, поэтому, сразу же после окончания в 1929 году неполной средней школы в родном городе, Дмитрий поступает в 1930 году в Каменец-Подольский художественно–индустриальный техникум, который заканчивает уже в 1934-м.
Вскоре он переезжает в Харьков, где долгое время, до 1939 года, работает художником – оформителем в различных учреждениях города. Но тяга к знаниям позволила ему стать студентом Харьковского автодорожного института.
Войны с фашистской Германией перечеркнула все устремления юноши.
Уже 16 июля 1941 года Генеральницкий вступает в ряды защитников Отечества. Будучи водителем автомашины, младшим сержантом в звании, он с честью прошел, проехал дорогами войны и был демобилизован 19 октября 1945 года. Награжден медалями «За Победу над Германией».
И снова новое место, новая работа –художник в Таганском кинотеатре Москвы.
В 1946 году Дмитрий Павлович поступает в Московский городской педагогический институт имени В.П. Потемкина.
В 1950-м году Министерством просвещения Дмитрий Павлович был направлен на работу в Курское художественно-графическое педагогическое училище в качестве преподавателя рисунка, живописи, композиции и черчения. Работа увлекла и творчески вдохновила. Он преподавал в училище до 1954 года. В 1954 году Генеральницкий переехал в Минск и стал работать в Минском художественном училище преподавателем рисунка, живописи, композиции.
Случайная встреча с директором Витебского художественно-графического педучилища Акимом Нестеровичем Солохо, и его обещания предоставить жилье, дать возможность преподавать знакомые уже по прежней работе предметы, сделали свое дело.
В 1955 году Дмитрий Павлович с семьей переезжает в Витебск и поселяется недалеко от здания худграфа, рядом с ставшей вскоре, «родной» скульптурной мастерской, по адресу Суворова, 50/15. В сентябре 59-го училище переходит в статус ВУЗа и становится художественно–графическим факультетом Витебского педагогического института имени С.М. Кирова. Генеральницкий «зачислен на работу в должности преподавателя кафедры живописи и графики».
Многие студенты шестидесятых, начала семидесятых годов с благодарностью вспоминают преподавателя скульптуры и пластической анатомии Генеральницкого Дмитрия Павловича за профессионализм, четкую реалистическую установку на искусство, за «фанатизм» к своей профессии. Человек неординарный, безусловно талантливый, обладающий огромным чувством юмора, он «любит пошутить, но многие обижаются».
«Дмитрий Павлович – он и живописец и «трудяга». Большое предпочтение отдает именно живописи, пишет портреты и этюды. Кстати, холст «Старик», (размером 85x60), находится в холле 4-го этажа здания ХГФ и изображает «ходока» к Ленину от крестьян Витебской губернии.
Но все же, Генеральницкий был больше автором скульптурного портрета и об этом говорили стоящие на полках мастерской гипсовые портреты преподавателя черчения и начертательной геометрии В.Н. Виноградова, преподавателя психологии К. Матлина.
Но хотелось бы отметить монументальную серию героических портретов, начиная с памятника Герою Советского Союза В. Свидинского, стоящего во дворе завода часовых деталей, портрета Батьки Миная (музей Миная Шмырева), в котором скульптор стремился не только к физической схожести, сколько до создания большого человеческого характера, волевого и решительного, а также для музея, портрет Михаила Сильницкого.
Памятник Герою Советского Союза В. Свидинскому. с-р Д. Генеральницкий
В портретной галерее скульптора находилось большое количество портретов учителей города, участников войны и партизан, простых граждан города. В фондах Витебского худграфа, к сожалению, хранится лишь несколько работ мастера: портрет А.Н. Солохо, бюст «Кочегар», портрет Миная Шмырева в фуражке, портрет учителя Журавкова.
Скульптор и учитель ушел из жизни на шестьдесят втором году жарким утром 9-го июля 1972 года. Для всех эта неожиданная смерть была огромной утратой как в личном, кому-то был другом, так и для худграфа – студенты и преподаватели потеряли профессионала, наставника, мудрого советчика.
Дорофеенко Нина Ивановна
Нина Ивановна Дорофеенко (девичья фамилия - Моисеева) родилась 10 января 1923 года в селе Власово близ Суража в крестьянской семье. После окончания школы в Сураже Нина Ивановна училась в Ленинградском государственном университете, окончила педагогические курсы при Витебском педагогическом институте.
В начале Великой Отечественной войны Нина Ивановна вернулась в родное село, примкнула к антифашистскому движению.
Девушки из подполья сформировали первичную комсомольскую организацию, секретарем которой была избрана Нина Моисеева.
Организация сотрудничала с партизанами, а затем и с армейской разведкой. Девушки добывали сведения о немецком гарнизоне в Сураже. Нина Ивановна находилась в смертельной опасности. На нее «охотились» и дважды арестовывали ее двоюродную сестру.
В ноябре 1942 г. подпольщики стали партизанами бригады «Алексей».
За мужество и героизм Нина Ивановна награждена орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги» и «Партизан Отечественной войны» I степени.
Во время войны Нина Ивановна потеряла семью. Ей самой чудом удалось выжить. Она вернулась домой с больными ногами и сильно ослабленным зрением.
После освобождения Суража Нина Ивановна стала работать учителем. занималась комсомольской работой, была избрана вторым секретарем райкома ВЛКСМ.
В 1946 году Нина Ивановна стала студенткой заочного отделения исторического факультета Витебского пединститута. Именно во время учебы в Витебске Нина Ивановна сделала первый шаг к серьезному изучению антифашистской борьбы на территории Витебщины.
После окончания 2-х курсов Витебского пединститута Нина Ивановна переехала в Молотов (Пермь), где жил ее дядя, и окончила исторический факультет Пермского государственного пединститута.
В 1949 году вернулась на родину, работала инспектором Витебской области, инструктором Витебского обкома партии, заведующей отделением общественных наук Витебского медицинского института. Вышла замуж за участника войны, журналиста Николая Владимировича Дорофеенко. В 1956 Н.И. Дорофеенко окончила Высшую партийную школу при ЦК КПСС.
С 1962 по 1980 год Нина Ивановна работала в витебском пединституте на кафедре истории КПСС и политической экономии. К работе Н.И. Дорофеенко подходила творчески, искренне, с душой. Она была требовательной, строгой, но справедливой.
В 1978 году Нине Ивановне присвоено звание «Заслуженный работник высшей школы БССР».
Научные интересы Нины Ивановны заключались в изучении движения антифашистского сопротивления на витебщине. Исследование этой темы она считала своим личным долгом. Нина Ивановна стала работать над диссертацией по этой теме.
Чтобы защита диссертации стала возможной, необходимо было завершить работу по утверждению состава Витебского подполья. На тот момент об этом было очень мало известно. Нина Ивановна и Николай Владимирович Дорофеенко вошли в состав комиссии обкома КПБ по изучению и признанию состава Витебского подполья. Это был огромный исследовательский труд. Было много встреч с подпольщиками и партизанами, изучение документов.
В 1968 г. Дорофеенко успешно защитила диссертацию по истории витебского подполья.
Исследование основано на достоверной базе источников. Исследователь использовала архивные материалы, в том числе трофейные документы, а также воспоминания подпольщиков их родных и близких, которые были написаны людьми по просьбе Нины Ивановны или записаны ею.
Вместе с Николаем Владимировичем они провели большой поиск, прошли по Витебску, посетили окрестные города и села, чтобы встретиться с участниками и очевидцами. Квартира Дорофеенко стала «штабом поиска». На помощь Нине Ивановне пришел весь город. В квартире всегда было много посетителей, здесь проходили интересные встречи, неумолкал телефон, почтальон часто привозил стопки писем и телеграмм.
В 1969 году вышла в свет книга «Витебское подполье». Она была написана на основе диссертации Нины Ивановны совместно с М.В. Дарафеенко и М.И. Пахомовым.
Исследователь обнаружила имена многих борцов с нацизмом, не только сохранила их для истории, но в некоторых случаях восстановила правду о героях. Работы Нины Ивановны не утратили и сегодня актуальности и научного значения.
Много сил было вложено Н.И. Дорофеенко для открытия памятников и мемориальных досок подпольщикам в Витебске. Она одой из первых открыло тайну гибели В.З. Хоружей, поднимала тему борьбы юных антифашистов на территории Витебщины.
Жизнь Нины Ивановны Дорофеенко без преувеличения можно назвать подвигом. Преданный патриот своей Родины, Нина Ивановна долгое время учила и воспитывала учеников не только на словах, но и на личном примере.
До последних дней жизни Нина Ивановна оставалась верной идеалам юности, занимала принципиальную и активную гражданскую позицию.
Клепикова Людмила Яковлевна
Она всегда с улыбкой встречает у себя в гостях студентов и бывших коллег, по-прежнему с удовольствием читает стихи собственного сочинения, угощает всех вкусным чаем с конфетами и рассказывает о войне…О войне, которая неожиданно нагрянула и изменила все вокруг, когда юная Людмила окончила лишь 8-й класс.
Людмила Яковлевна родилась 25.05.1925 г. в городе Починок в Смоленской области. Она была еще ребенком, когда семья переехала вначале в Богушевск, потом в Сенно, где отец и мать стали работниками почтового отделения. В первый класс Людмила пошла в белорусскую школу. И азбуку учила на «матчынай мове» по газете «Віцебскі рабочы», так как словарей на тот момент не было.
Окончила восьмой класс в сенненской школе, когда грянула война. Помнит Людмила Яковлевна, как в окрестностях райцентра шли страшные бои жарким летом 41-го. Много было раненых красноармейцев, которым подростки носили чистую родниковую воду. Мама Людмилы была телефонисткой на почте, а отец — рабочим, поэтому до самого последнего момента не могли покинуть уже горевшее Сенно. Когда же наконец тронулись в путь, прихватив минимальное количество вещей, в надежде добраться до железнодорожной станции в Богушевске, было уже поздно: немцы перерезали путь. Вот они, вражеские солдаты, чужие, страшные...Пришлось вернуться домой.
До ухода в отряд Людмила выполняла поручения, которые поступали из образовавшихся позднее партизанских формирований Заслонова и Дубова. Прежде всего распространяли листовки информационного и агитационного характера. Люди очень ценили эти клочки бумаги, как лучик света в ночи оккупации. Молодежь, в том числе и Людмила, получали магнитные мины и расставляли их в местах массового скопления фашистов, например, в кинотеатре.
Осенью 42-го окрепшие, уже хорошо организованные отряды народных мстителей освободили часть земель Витебщины от фашистов, установили Советскую власть. Так образовалась Полоцко-Лепельская партизанская зона со своей настоящей столицей — в Ушачах. Весной 43-го пришли сюда и смоляне, радушно встреченные белорусами, — полк И.Ф.Садчикова и 16-я Смоленская бригада, в составе которой начала воевать Людмила. Кстати, в полку И.Ф.Садчикова, вспоминает ветеран, состоял в разведчиках один паренек, с которым девушка была знакома, хоть и не близко, — веселый, удалой и партизан уже «старый», потому как больше года воевал в рядах народных мстителей. Кто же знал тогда, что этот Миша станет тем самым героем Михаилом Егоровым, который вместе с товарищами водрузит Знамя Победы над рейхстагом.
В глубоком тылу по законам Советской власти жила «партизанская республика». Людмила выполняла задания наравне с другими. Условия жизни и для мирного населения, и для партизан были суровыми. Где-то и подхватила девушка тиф. Так она оказалась в деревне Борок. 13 хат, из местных жителей — в основном старики. И еще — партизанский госпиталь. Лежала в бреду юная партизанка, теряла сознание…
Хозяйка хаты, где размещался госпиталь, Арина Леонтьевна Журко и сын ее Ваня, который называл девушку своей сестренкой, стали для Людмилы Яковлевны второй семьей. Первые весенние дни 44-го, которые предшествовали освобождению родной страны от фашистского ига, 18-летняя Людмила, рядовой боец 16-й Смоленской партизанской бригады встретила именно в этом госпитале.
Впереди были вражеская блокада и прорыв — один из самых драматических эпизодов борьбы народных мстителей с оккупантами…Это было страшное время. 25 суток сражались партизанские бригады против превосходящих сил противника. 25 суток находились в болотах.
За мужество и героизм, проявленные в борьбе с фашистскими оккупантами Людмила Яковлевна имеет награды: медаль "За победу над Германией", юбилейные медали, Орден Отечественной войны II степени.
В 1949 году Людмила Яковлевна окончила химический факультет Белорусского государственного университета. Работала на Урале, в тяжелейших экологических условиях. С 1950 по 1956 гг. - преподаватель химии в Оршанском техникуме, с 1956 г. по 1962 г. - преподаватель химии текстильного техникума, с 1962 по 1980 гг. работала на кафедре химии Витебского педагогического института. С 1980 г. на пенсии.
Преподаватели и студенты не забывают ветеранов, оказывают им всяческую поддержку и помощь. Студенты-волонтеры педагогического факультета помогают Людмиле Яковлевне с бытовыми нуждами: посетить торговые рынки, помочь с оплатой в банке...
Ребята предложили Людмиле Яковлевне прогуляться в осеннем парке, и она с радостью приняла их предложение. Во время прогулки она прочитала замечательные стихи собственного сочинения, которые подняли настроение нашим волонтером и надолго остались у них в памяти.
У нашего ветерана Великой Отечественной войны, бывшего доцента кафедры химии Клепиковой Людмилы Яковлевны появилась новая, удобная и современная коляска. Это стало возможным благодаря территориальному центру социального обслуживания населения Октябрьского района города Витебска, старшему преподавателю кафедры музыки Мартинович Наталье Евгеньевне и председателю профкома работников ВГУ имени П.М. Машерова Стрику Дмитрию Олеговичу.
Общими усилиями мы можем помочь нашим ветеранам сделать их жизнь более разнообразной, полноценной, качественной и приносящей удовлетворение.
Ковалёв Анатолий Фёдорович
Ковалёв Анатолий Фёдорович (10.05.1926 – 18.01.2015) – человек трудной и одновременно счастливой судьбы: художник и писатель, воин и учёный, педагог и семьянин, сильный духом и мягкий сердцем, он обладал большим даром любить людей и трудиться ради добра и света на земле, самозабвенно и искренне, бескорыстно и с полной отдачей сил. Художник, сражавшийся на фронтах Великой Отечественной войны, родился 10 мая и поэтому День Победы и день его рождения слились в его судьбе воедино. Жители Витебска всегда видели Анатолия Фёдоровича в День Победы в первых рядах на шествии ветеранов войны, худощавого, улыбчивого одетого в солдатскую форму. Его образ – образ солдата в гимнастёрке – стал своеобразным символом и постоянно украшал рекламные билборды города.
Тема войны для А.Ковалёва – это история его жизни, судьба его поколения, великая драма его народа. В его творчестве эта тема стала главной. Родился Ковалёв А.Ф. в д. Долгополье Городокского р-на Витебской обл. Война застала семью Ковалёвых в Городке. Находясь на оккупированной территории, Анатолий, его брат Виктор и двоюродная сестра Галя помогали партизанам, рискуя жизнью, собирали в окрестностях Городка боеприпасы, порох, оставшиеся после боёв, распространяли листовки. Перед самым освобождением Городка в декабре 1943 года Анатолия, только что поднявшегося после тифа, угнали в концлагерь в д. Зароново под Витебском. После удачного побега в июне 1944 года он вступил в ряды Красной Армии, был зачислен рядовым-автоматчиком в 61-й стрелковый полк 19-й гвардейской стрелковой дивизии 39-й Армии. После тяжёлого ранения снова ушёл на фронт, уже в качестве топографа 1420-го артиллерийского полка 290-й Могилёвской стрелковой дивизии. В её составе он с боями форсировал реку Одер, штурмовал Берлин и вышел к Эльбе. Находясь в госпитале в городе Меликесе, Анатолий принимает окончательное решение стать художником. Хотя, по сути, по своему внутреннему устройству он был художником уже с детства. Закончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.Мухиной (1958). Работал на Ульяновском автомобильном заводе, белорусском автозаводе в г.Жодино. С 1963 года на преподавательской работе, кандидат искусствоведения (1973), профессор ВГУ им. П.М.Машерова (1992). Член Союза художников с 1985. В 2011 году был награждён Орденом имени Франциска Скорины. В начале 2015 года художник ушёл из жизни, до последней минуты продолжая писать свои картины. На его этюднике осталось стоять недописанным его последнее живописное полотно «Подкрепись, сынок», готовившееся им для выставки «Дети войны» в витебском Художественном музее, посвящённой 70-летию Великой Победы.
Тематическая картина является основным жанром в творчестве А.Ф.Ковалёва. Однако его наследие не ограничивается рамками одного жанра. Он постоянно обращается к натюрморту, пейзажу, портрету. Это желание художника найти внутреннее соответствие между бесконечным многообразием жизни и обычным течением людской повседневности. В своих произведениях художник синтезирует широкий жизненный и художественный опыт. В его творческой натуре всегда присутствует подвижность мысли и открытость. Активность и широта мировосприятия, специфичность образного мышления отмечают индивидуальность художника и его творчество. И это объединяет его полотна, сколь бы ни были они многолики. Художник известен как мастер станковой живописи и графического искусства, дизайна и скульптуры. Он автор ряда научных публикаций и учебных пособий. Произведения А.Ф.Ковалёва неоднократно экспонировались на международных, всесоюзных и республиканских художественных выставках. Творческие работы художника находятся в Эрмитаже, Ульяновском художественном музее, Национальном музее Болгарии (г.София), Национальном художественном музее Республики Беларусь, Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны, Витебском областном краеведческом музее.
Коляда Александр Осипович
Коляда Александр Осипович - родился в августе 1890 года в городе Гродно /В архивной справке, выданной партархивом Сталинского областного комитета Коммунистической партии Украины 29 октября 1958 года, сказано: «по архивным данным значится Коляда Александр Осипович рождения 1900 года.». Отец был каменщиком, мать – прачкой. В 1898 году пошел в церковно-приходскую школу, где проучился 2 года.
После окончания школы начал работать разнорабочим на строительных работах. Спустя некоторое время, работая у печника обучился печному делу, после чего работал по найму до 1911 года.
В 1911 году призван на военную службу, служил в 4-м саперном батальоне, позднее – в конно-саперной команде 2-й Кавалерийской дивизии в качестве рядового сапера. В царской армии прослужил с 1911 по 1918 гг.
После демобилизации поступил на работу в качестве печника на конфетную фабрику в Киеве, где проработал до марта 1919 года.
15 марта 1919 года вступил в ряды Красной Армии – в І Украинскую Красную Армию в качестве младшего производителя работ по укреплению Черкасского и Киевского районов. В июле военно-полевой отряд, в котором он служил, был переброшен из города Черкасс на железнодорожную станцию Круты Черниговской области, затем в Калугу, на станцию Алтухово для производства укреплений против деникинских банд. В сентябре 1919 года был откомандирован в 216 стрелковый отдельный батальон в качестве командира взвода. После освобождения Украины от деникинских банд в декабре 1919 года был направлен в город Киев, где находился до февраля 1920 года. В марте 1920 года был принят в кандидаты в члены КПСС.
В 1924 году был командирован на учебу в Коммунистический университет имени Артема, который окончил в 1927 году. Работал в партийных органах, был в составе пропагандистской группы ЦК Компартии Украины. Был заместителем директора и директором Окружной партийной школы в г. Жданов. После решения партсъездов об образовании политотделов МТС на деревне, Коляда был в числе первых восьми агитаторов, направленных на работу в политотделы МТС. С мая по сентябрь 1929 года работал инструктором АПО Мариупольского Окружкома КП/б/У, с сентября 1929 по март 1933 был лектором и директором Мариупольской Совпартшколы. В марте 1933 года назначен заместителем начальника, а затем – начальником политотдела Белиловской МТС на Украине, откуда был переведен начальником Борковической МТС в Белоруссии. После ликвидации политотделов МТС переведен директором Витебской МТС.
В 1934 году выбран членом Витебского городского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов 1934 года созыва от Пединститута.
С 1936 года по 1941 год был ректором Витебского педагогического института. Отказавшись эвакуироваться с институтом, военкоматом был направлен комиссаром фронтового госпиталя, откуда в 1943 году был списан по болезни и направлен в город Канск редактором газеты Красноярского края «Власть Советов».
Умер на работе, в рабочем кресле 27 ноября 1943 года.
Боевых наград не имеет.
Медведев Павел Емельянович
Медведев Павел Емельянович (1905 - 1990) родился 10 сентября 1905г. в с.Городище Горецкого уезда Могилевской губернии в крестьянской семье (в 1943г. отца расстреляли гитлеровцы, а мать погибла от голода). Трудовую деятельность начал в 1921г. С 1925г. работал в Шклове сначала секретарем РОНО, затем учителем школ в Шкловском районе.
В 1926г. окончил двухлетние педагогические курсы, в 1934г. физико-математический факультет БГУ. За время учебы в университете написал две научно-популярные книги: «Чалавек і энергія» (4 печатных листа, вышла из печати в 1934г.) и «У глыб матэрыі» (10 печатных листов, 1935г.).
В 1941г. П.Е. Медведев сдал экстерном экзамены кандидатского минимума, но не успел выйти на защиту диссертации из-за начала Великой Отечественной войны..
В 1947г. защитил в Одесском государственном университете им. И.И. Мечникова кандидатскую диссертацию («К вопросу о кристаллизации переохлажденных жидкостей»). В феврале 1949 г. был утвержден в ученом звании доцента.
В 1934 – 1935гг. работал преподавателем физики в Лепельском педагогическом техникуме.
С 1935г. в П.Е. Медведев работает в Витебском педагогическом (учительском) институте, ассистент кафедры экспериментальной физики. С 1937г. старший преподаватель. С 1 сентября 1937г. стал заместителем декана физико-математического факультета, а с 1-го августа 1938г. деканом факультета.
В 1941г. П.Е. Медведев сдал экстерном экзамены кандидатского минимума, но не успел выйти на защиту диссертации из-за начала Великой Отечественной войны.
22 июня 1941г. ушел в Красную Армию, где пробыл до 1 сентября 1945г. Служил в артиллерии, начальник учебно-оперативного отделения и парторг фронтового полевого артсклада. Дошел до Берлина. Закончил службу в звании капитана. Награды: Орденами Красной Звезды и «Знак Почета», Отечественной войны II степени, тремя медалями.
Демобилизовавшись, до 1 мая 1946г. работал начальником Управления клубных учреждений Комитета по делам культурно-просветительных учреждений при Совете Министров БССР и доцентом Минского политехнического института.
С мая 1946г. – снова в Витебском пединституте, с 1947 по 1950гг. на должности заведующего кафедрой физики
В 1947г. защитил в Одесском государственном университете им. И.И. Мечникова кандидатскую диссертацию («К вопросу о кристаллизации переохлажденных жидкостей»). В феврале 1949г. был утвержден в ученом звании доцента.
В 1947 – 1950гг. работал заместителем директора Учительского института, а с 1950 по 1953гг. – заместителем директора по учебной и научной работе ВГПИ. В 1953 – 1955гг. был директором института.
С 1955 по 1965гг. заведующий кафедрой физики, с 1965 по 1972гг. доцент кафедры.
П.Е. Медведев известен своими разработками по методике преподавания физики в средней школе, написал 5 книг для преподавателей физики: «Беседы о научных открытиях и изобретениях», «Как производят физические измерения», «Глазами физика», «Занимательная физика», «Рассказы о физиках».
Был секретарем парторганизации института, членом правления общества «Знание». Депутат горсовета в 1960 – 1965гг. Член КПСС (с 1940г.). Награжден знаком «Отличник народного просвещения БССР».
Среди студентов П.Е. Медведева были П.М. Машеров, В.Н. Виноградов.
В своих воспоминаниях В.Н. Виноградов писал, что смог стать студентом пединститута благодаря содействию директора - П.Е. Медведева. Ситуация сложилась таким образом, что В.Н. Виноградов, будущий ректор пединститута, был зачислен без
экзаменов в 1953г. в железнодорожный институт в Гомеле, а когда уже закончились вступительные экзамены, оказалось, что зачисление было ошибочным. Хотя баллы и были высокие диплома предыдущего образования, но оно было не профильным
(Витебское художественно-графическое училище). Стать студентом, но уже нашего пединститута, помогли преподаватели училища и резолюция директора на письме с просьбой о приеме В.Н. Виноградова на физико-математический факультет ВГПИ.
Выпуск физико-математического факультета пединститута.
В верхнем ряду (пятый слева) декан физико-математического факультета П.Е. Медведев.
Среди студентов - П.М. Машеров (в третьем сверху ряду седьмой слева).1939 г.
Радкевич Всеволод Анатольевич
Всеволод Анатольевич Радкевич родился 6 июня 1926 года в городе Витебске, в семье известного энтомолога и педагога Анатолия Ивановича Радкевича.
В 1941 году В.А. Радкевич окончил семь классов школы и с семьей эвакуировался в Оренбургскую область. До ноября 1943 года работал в зерносовхозе. Здесь в 1942 году был принят в ряды ВЛКСМ, а в 1943 году, вскоре после окончания средней школы, призван в ряды Красной Армии, где он служил до 1950 г.
Страничка из альбова музея истории вгпи
«они сражались за родину». 1970-е.
В.А. Радкевич в 1950 г. поступил на факультет естествознания Витебского педагогического института, где увлеченно занимался зоологией, активно участвовал в научно – исследовательской работе и общественной жизни. После окончания института в 1954 г. В.А. Радкевич был оставлен ассистентом при кафедре зоологии и в это время приступил к изучению экологии китайского дубового шелкопряда, которое продолжает в 1957-1960 гг. будучи аспирантом отдела зоологии АН БССР. В мае 1961 г. он успешно защитил кандидатскую диссертацию «Экологические особенности китайского дубового шелкопряда в условиях Белорусской ССР». В мае 1965 года его утвердили в ученом звании доцента. В 1962-1968 гг. работал деканом биолого-химического факультета. В 1968-1970 гг. находился на должности старшего научного сотрудника и в 1971 году успешно защитил докторскую диссертацию «О развитии листо- хвоегрызущих насекомых в зависимости от физиологического состояния кормовых растений». Материалы диссертации опубликованы в монографии «Экология лист- хвоегрызущих насекомых» (1980).
С 1970 по 1974 г. В.А. Радкевич работал проректором по научной работе, много сил отдавал организации научных исследований. В университете с 1973 года он возглавлял кафедру зоологии, а с 1975 – созданную при институте проблемную научно-исследовательскую лабораторию освоения, реконструкции и охраны животного мира Белорусского Поозерья. За эти годы коллективом исследователей, возглавляемым В.А. Радкевичем, опубликовано более 300 работ, в том числе 14 монографий и сборников. В 1976г. ВАК СССР присвоил В.А. Радкевичу ученое звание профессора.
В.А. Радкевич опубликовал более 130 научных работ. Среди них, выдержавшие три издания «Экология», «Животные и растения», в которых на современном уровне рассмотрены законы и проблемы экологии.
Большая и плодотворная научно-исследовательская и педагогическая работа, участие в подготовке научных кадров, активная общественная деятельность В.А. Радкевича отмечена многими медалями СССР и грамотами БССР. Он был отличником высшей школы СССР и отличником просвещения СССР. В 1978 году ему присвоено почетное звание заслуженного деятеля науки БССР. В 1986 г. он награжден памятной медалью академика Е.Н. Павловского.
Солохо Аким Нестерович
Участник Первой мировой и Гражданской войн, подпольного и
партизанского движения на территории БССР во время
Великой Отечественной войны,
Заслуженный учитель БССР (1945).
Звание «Почетный гражданин города Витебска» присвоено 21.10.1967 г.
Солохо Аким Нестерович родился в деревне Свитино Лепельского уезда Витебской губернии 9 сентября 1885 года в крестьянской семье. После окончания в 1905 году Полоцкой учительской семинарии работал учителем начальных школ в Лепельском и Витебском уездах.
В 1916 году окончил Витебский учительский институт.
Но работать в школе не пришлось. Этому помешала, бушевавшая уже, Первая мировая война. Аким был призван в армию. Четыре месяца он обучался в Московском Александровском военном училище и в звании прапорщика был направлен в Омск. Здесь он встретил Февральскую революцию, в апреле 1917 г. был избран в полковой комитет солдатских депутатов. В июле 1917 г. А. Н. Солохо попал на фронт. Будучи на фронте, под Ревелем, он с энтузиазмом встретил Октябрьскую революцию.
После революции и Гражданской войны Аким Нестерович работал учителем, а затем директором школы в Сиротино, в школах Полоцкого и Витебского районов. Участвовал в ликвидации неграмотности среди населения. В начале тридцатых годов принимал участие в организации колхозов в Витебском районе. В апреле 1940-го он был принят в члены ВКП(б).
Великая Отечественная война прервала педагогическую деятельность Акима Нестеровича. А.Н. Солохо остается в тылу врага для подпольной работы. В годы войны Аким Нестерович Солохо участвовал в Витебском подполье, был связным партизанской бригады Леонова. С сентября 1943 года - в штабе Сенненской партизанской бригады, с января по июль 1944 г. – ответственный редактор подпольной газеты “Бальшавіцкая трыбуна” – органа Сенненского подпольного райкома КП(б)Б.
После освобождения Витебска от немецко-фашистских захватчиков А. Н. Солохо полностью отдается мирному труду. В 1944 г. он был назначен директором Витебского педучилища, преобразованного в 1949 году в Витебское художественно-графическое училище.
На этом посту он плодотворно и самоотверженно работал в течение пятнадцати лет. В 1959 году А. Н. Солохо вышел на пенсию в возрасте 74 лет и при трудовом стаже 54 года. Пойдя на заслуженный отдых, Аким Нестерович продолжал активную общественную деятельность: многие годы работал внештатным инструктором отдела науки и школ Витебского обкома партии, не раз избирался членом Октябрьского райкома КПБ г. Витебска, депутатом районного Совета.
Портрет заслуженного учителя БССР А. Я. Солохо (1950-е гг.).
Художник Владимир Смерединский.
Труд Акима Нестеровича высоко оценен Родиной: он награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями «Партизану Отечественной войны I степени», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В 1945 г. ему присвоено звание «Заслуженный учитель БССР».
Звание «Почетный гражданин города Витебска» присвоено в 1967 году.
Умер А. Н. Солохо 29 декабря 1978 г.
Старостин Василий Адрианович
Василий Адрианович Старостин родился в вятской деревне Калюжино в 1910 году в крестьянской семье.
Еще в школе Василий начал сочинять стихи. В 1926 году его стихотворение впервые увидело свет в газете «Юный пахарь», издававшейся в Уржуме.
Вскоре после окончания школы, Старостин отправляется в Москву и поступает на физико-химический факультет Московского государственного университета.
После окончания университета и аспирантуры Старостин был направлен в Витебский педагогический институт для руководства кафедрой химии. Здесь его застала Великая Отечественная война.
Василий Адрианович был призван в армию уже в июне 1941 года.
О войне он никогда не вспоминал и ничего не рассказывал. Только известно, что служил честно и был храбрым солдатом, а в августе 1943 года во время освобождения Донбасса Старостин, лейтенант 203-й стрелковой дивизии, был ранен в висок и, находясь без сознания, попал в плен, около месяца находился в фашистском лагере для военнопленных. К счастью, через месяц советские войска освободили всех узников лагеря.
После войны, можно сказать, что жизнь Василия Адриановича была посвящена поиску своего настоящего места в обществе.
Уже в 1945 году Старостин вернулся к преподавательской деятельности: некоторое время работал в Ворошиловграде (Луганске) на кафедре химии и биохимии Педагогического института.
Старостин всю жизнь много странствовал, простившись почти на тридцать лет с деревенским бытом и крестьянским трудом. Он знакомился и познавал русскую культуру во всем е многообразии.
В 1955 году Старостин круто изменил свою жизнь и стал председателем колхоза в Островском районе. Более десяти лет успешно руководил хозяйством «Русь Советская». При Старостине колхоз стал одним из лучших в области.
В 1966 году Василий Адрианович покинул пост председателя, но продолжал трудиться в «Руси» агрономом. Им был выведен новый сорт ржи, «Вятка северная». Его жена, Людмила Павловна, работала завучем в сельской школе. Старостин тоже там частенько бывал, делился знаниями и опытом земледелия со школьниками.
Но и с творчеством Василий Андрианович не расставался, издал несколько книг, основанных на изучении и переложении былинных сказаний, сочинял стихи, сказки, рассказы про русские народные творения. Член Союза писателей.
Писатель Старостин занимает особое место в истории отечественной литературы. Его можно считать основоположником того жанра, который сегодня называют русским фэнтези. В ХХ веке Василий Адрианович одним из первых начал пересказывать древние дива и чудеса для нового читателя. Его самое известное произведение «Русь богатырская».
Василий Старостин - председатель колхоза, кандидат химических наук, член Союза писателей, песнотворец и музыкотворец. Всегда и везде он оставался интеллигентом, ученым и преподавателем, а кроме того, до мозга костей советским человеком.
Советский строй Старостин называл «дружботоварищеским». Развал Советского Союза переживал как личное несчастье
Последние годы Старостин жил и работал в Костроме. Скончался 1 мая 1995 года.
Столяров Иван Михайлович
Иван Столяров родился 20 мая 1923 г. в Витебске.
В 1939 году И.М. Столяров поступил в Витебское художественное училище. Однако, в связи с началом Великой Отечественной войны пройти полный курс обучения И. М. Столярову не довелось.
В период Великой Отечественной войны И. М. Столяров сначала воевал в рядах 1-й Белорусской партизанской бригады, которой командовал М. Ф. Шмырев (Батька Минай), а затем с войсками действующей армии 1-го Прибалтийского фронта освобождал Беларусь, Польшу, Литву, Латвию. Закончил войну под Либавой в Курляндии. Участие в Великой Отечественной войне отмечено пятью боевыми наградами.
После войны И. М. Столяров с 1947 по 1951 гг. продолжал образование уже в Минском художественном училище.
После окончания в 1951 году Минского художественного училища И. М. Столяров возвратился в родной Витебск, где начал свою преподавательскую деятельность в Витебском художественно-графическом педагогическом училище (ВХГПУ).
Примечательно, что художник отказался занять в учебном заведении должность заведующего по учебной части, отдавая приоритет творчеству.
С первых дней молодой педагог активно включился в работу. Именно по инициативе и благодаря усилиям И. М. Столярова учебный процесс в ВХГПУ претерпел серьезные изменения. Так, в частности, программа и учебные планы по такой специальной дисциплине, как «Живопись», были кардинально переработаны. По предложению И. М. Столярова хорошо успевающим учащимся было разрешено продолжать заниматься акварельной живописью на протяжении всего периода обучения и защищать дипломные работы в технике акварели. И. М. Столяров собирал материалы и книги по истории акварельной живописи, приносил на занятия репродукции картин русских и зарубежных мастеров акварели. Для учащихся, желающих дополнительно заниматься акварельной живописью, художником был организован кружок акварели.
И. М. Столяров, продолжая собственное художественное образование, в 1955–1960 гг. заочно прошел курс обучения на отделении графики Московского полиграфического института. В качестве дипломной работы художник представил серию акварелей, посвященных городу Витебску.
Отмечая методические особенности преподавания И. М. Столярова, бывший учащийся ВХГПУ Е. А. Василенко вспоминал, что художник «больше показывал, как надо рисовать, писать. Пока длилась работа над постановкой, Иван Михайлович по 2–3 раза «подсаживался» к большинству студентов. Лишь для отдельных студентов, у которых работа шла достаточно хорошо, ограничивался устными замечаниями и пожеланиями.
Дальнейшая творческая и педагогическая деятельность И. М. Столярова связана с созданием в 1959 году на базе ВХГПУ художественно-графического факультета (ХГФ) при Витебском государственном педагогическом институте им. С. М. Кирова.
И. М. Столяров более четверти века (до 1986 г.) преподавал акварель на художественно-графическом факультете ВГПИ, прошел путь от преподавателя до доцента (1979 г.) кафедры рисунка и живописи.
В 1986 году художнику-педагогу И. М. Столярову за многолетний и плодотворный труд на ниве художественного образования было присвоено звание «Отличник народного просвещения СССР». Результатом нескольких десятилетий его преподавательской и творческой деятельности стала вышедшая в 1988 году в г. Минске в издательстве «Вышэйшая школа» книга И. М. Столярова «Акварель».
Начало своей творческой деятельности сам художник исчисляет с 1951 года, при этом подчеркивает, что первая областная выставка его акварелей состоялась в 1954 году.
И. М. Столяров с 1967 года является членом Союза художников.
Одной из самых важных составляющих творчества И. М. Столярова являются камерные, лирические и романтические по настроению пейзажи родной белорусской земли, как сельские, так и городские. С особой проникновенностью и трепетом мастер отображает уголки своей малой родины — Витебщины.
И. М. Столяров. Речка Усвята. 1992.
И. М. Столяров писал: «. . . по окончании Минского художественного училища, будучи уже в Витебске, я решил посетить места боевых действий нашего партизанского отряда 1-й Белорусской партизанской бригады «Батьки Миная» (Шмырева), навестить товарищей по оружию, места землянок и шалашей, боевых действий партизан. С рюкзаком за плечами в течение недели я выполнил множество карандашных набросков, акварельных этюдов, послуживших впоследствии материалом для творческой работы, которой занимаюсь и по настоящее время: то заканчивая, то начиная вновь («Прощание» (1981), «Выход из блокады» (1985), «Между боями» (1989), «День расплаты» (1992).
И. М. Столяров. День расплаты. 1992.
И. М. Столяров. Прощание. 1981.
И. М. Столяров. Подрывники. 1980-1990.
В 2004 году, в преддверии 60-летия Великой Победы, И. М. Столяров передал коллекцию графических листов (100 работ, выполненных в смешанной технике), посвященную партизанским будням, в дар Витебскому областному музею Героя Советского Союза М. Ф. Шмырева. В 2005 году это собрание было издано в виде альбома-каталога «Партизанская быль».
За большой вклад в изобразительное искусство Беларуси, многолетнюю и плодотворную педагогическую деятельность в 1993 году художнику было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств Беларуси».
ОСВОБОЖДЕНИЕ ВИТЕБЩИНЫ
ВОСПОМИНАНИЯ
ДОЦЕНТА КАФЕДРЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
СТОЛЯРОВА И.М.
То, что белорусская операция «Багратион» оказалась в ряду блестящих побед Великой Отечественной войны, я узнал, когда давно уже отгремели бои. А тогда после ранения в партизанах 1-ой Белорусской партизанской бригады, побывав на излечении в госпиталях Ржева, Вязьмы и Калинина, автор этих строк попал в качестве радиста в роту связи 423-его стрелкового полка 166-ой стрелковой Краснознаменной дивизии. Сначала соединение вело бои за Идрицу, затем было переброшено под Езерище и вошло в состав 42-ей армии генерала А.П. Белобородова. Здесь наш полк, оказавшись во втором эшелоне, доукомплектовался. Получила пополнение личного состава и рота связи.
Мы – связисты – ничего не знали о готовящемся наступлении, но чувствовали, что появление танков и сосредоточение небывалого количества артиллерии, делается командованием неспроста.
Стояла благодатная июньская пора, рота располагалась в лесу, проводились занятия по радиоделу, проверялось состояние матчасти и радиоаппаратуры. Так продолжалось до 22 июня. В этот день радиостанции были направлены в батальоны. Рано утром 23 июня 1944 г. загремела наша артиллерия. Я пишу «загремела», потому что до этого момента мне еще никогда не приходилось ни слышать, ни видеть ничего подобного. Канонада превратилась в сплошной гром, отдельные выстрелы орудий не воспринимались, масса воздуха каким-то необычным образом колебалась вверх-вниз и эти колебания повторялись беспрерывно.
Наш батальон расположился на опушке леса недалеко от передовой. Солдаты поднялись из ровиков и, стоя, наблюдали атаку 517 полка своей дивизии. В воздухе появилась наша авиация. Артиллерия перенесла огонь в глубину вражеской обороны. За пехотой двинулись танки. Так началось наступление 1-го Прибалтийского фронта под командованием генерала И.Х. Баграмяна. К исходу дня прорыв определился на 16 км в глубину и 30 км по фронту. Уже к 25 июня полки дивизии форсировали Западную Двину и у деревни Гнездиловичи, соединились с частями 39 армии. В это же время наш полк сменил подразделения 517 полка. Витебск был окружен. Слева горели Бешенковичи, противник поспешно отступал к Лепелю, оставляя на ночь усиленные артиллерией и танками заслоны. Начала появляться вражеская авиация.
Наш батальон под командованием капитана Останина наступал севернее Лепеля. Иногда солдаты строились в колонну, и тогда продвижение вперед шло быстрее. Командование старалось не дать противнику возможность закрепиться и торопило наступавшие подразделения. Старший радист – сержант Ходос А. нес радиостанцию 13-Р, а я – батареепитание к рации в вещмешке и автомат. На одном из привалов, когда солдаты, покушав, строились в колонну, появился командир полка. Были вызваны командиры рот к комбату. Подполковник поставил офицерам задачу, согласно которой батальону надлежало по партизанскому краю выйти в тыл противника и овладеть г. Брасловом.
В этом походе связь с командованием полка осуществлялась через нашу рацию. Были встречи с местными партизанами, а их проводники помогли батальону на рассвете выйти к городу.
Браслав еще спал, когда роты батальона начали разворачиваться к наступлению. Каким-то образом здесь же очутился и полковник. А мне казалось, что мы далеко оторвались от основных сил полка и его начальства. Тут командир полка приказал начать атаку. Так без артиллерийской подготовки в предутренней дымке Останин повел в наступление свой батальон. Мы, радисты, шли вместе с ним в цепях пехоты. Противник молчал. Вот бойцы подразделения одолели низину и начали подниматься на высоты у города. И только теперь немцы заметили нас и всполошились. Сбоку от дороги ударил пулемет. Прямо против центра батальона открыл огонь другой. Застрочили автоматы. Неприятель не ожидал удара с тыла. Сплошная линия обороны отсутствовала. Были выставлены лишь боевые охранения у крайних домов города. В этот момент немцы начали минометный обстрел. Но было уже поздно. Бойцы батальона с ходу, ведя огонь по противнику, ворвались на окраину. Ходос и я бежали за комбатом. Каково сержанту бежать с 22 килограммами за спиной, да и мне доставалось. Немцы заметили радистов. Их стрельба по нас усилилась. Однако мы благополучно добежали до первой избы и спрятались за ней. Здесь Останин приказал включить связь. Ходос развернул рацию и передал на энпэ полка сообщение комбата о том, что бой идет уже в черте города. Немцы в панике оставили город. Были слышны взрывы, горели дома и подбитые автомашины. Мы вновь бежали за комбатом уже по улице. Вели огонь бойцы второй роты, стрелял комбат, стреляли и мы. Атака удалась. Это было видно по возбужденным лицам солдат, по бодрому настроению Останина. Появились связные остальных рот. Они доложили комбату, что первая рота захватила окопы противника с восточной стороны, а третья – отбила продовольственный склад. Капитан повел нас в первую роту. Он лично хотел убедиться в донесении связного. До роты мы добрались благополучно, но здесь, уже в немецкой траншее, когда сержант Ходос передавал сообщение о взятии города, прямо в радиостанцию ударил снаряд. Меня оглушило, осколком сбило пилотку с головы. Я поднялся и взглянул в сторону Ходоса, но на том месте ничего не было: ни сержанта, ни рации. Вот так!
А после Браслава было много боев в Литве, Польше и Латвии, где автор статьи воевал уже в качестве старшего радиста и таскал на спине рацию 13-Р, а за ним бежал с вещмешком и автоматом его напарник – рядовой Тельнов Г. родом из Саратова.
Чернышенко Иосиф Дмитриевич
Чернышенко Иосиф Дмитриевич - учёный и педагог. Доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы БССР. И.Д. Чернышенко вошел в историю отечественной педагогической науки как ведущий теоретик и практик проблемы трудового воспитания школьников.
И.Д. Чернышенко родился 26 сентября 1924 года в деревне Ковалевка Гребинского района Киевской области в крестьянской семье. В 1931 году вместе с семьей переезжает на Дальний Восток. С 1939 по 1942 год – учеба в Благовещенском педагогическом училище, после окончания которого начинается педагогическая деятельность, которой Иосиф Дмитриевич посвятил всю оставшуюся жизнь. По направлению работает учителем начальной школы в селе Михайловка Серышевского района Амурской области.
С августа 1942 года несет службу в рядах Тихоокенского флота матросом-радистом, с 9 августа по 3 сентября 1945 года участвует в войне с империалистической Японией. За храбрость, проявленную в боях, награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Японией».
ВГПИ. Ветеранов Великой Отечественной войны. 1970-е.
(И.Д. Чернышенко в верхнем ряду в центре)
После демобилизации в 1946 году возвращается в родное село Ковалевка, а затем переезжает в г. Сураж Витебской области, где работает учителем черчения и рисования. В январе 1949 года решением Витебского горкома КПБ переведен в г. Витебск, преподает черчение и рисование в 6-й и 18-й средних школах и исполняет обязанности заместителя председателя областного литературного объединения.
В 1949 году поступает в Витебский учительский институт и в 1950 году заканчивает филологическое отделение, а в 1953 году – историческое отделение педагогического
института. Получив высшее образование, работает директором 5-й школы рабочей молодежи, а с 1955 г. по 1966 г. – директором 15-й средней школы.
Именно здесь начинает ярко и многогранно проявляться в нем талант педагога, который все силы, опыт и знания направляет на ликвидацию отрыва школы от жизни, на поиск путей и средств, повышающих эффективность трудового воспитания молодежи. Совместно с педагогическим коллективом школы И.Д. Чернышенко активно привлекает ребят к общественно полезному труду, начинает готовить их к самостоятельной трудовой деятельности. По его инициативе организовываются трудовые объединения школьников, строительные и ремонтные бригады.
Находкой ученого-практика стала организация трудовой деятельности детей по благоустройству своего школьного микрорайона: сводные отряды жителей по подъездам, по месту жительства, где осуществлялось не только трудовое и физическое, но и общественно-политическое, военно-патриотическое, интернациональное, нравственное и эстетическое воспитание.
Личная энергия директора, умение найти единомышленников и повести их за собой были главным в работе молодого директора. Он входил в класс во время урока, извинялся перед учи- телем и доверительным дружеским тоном говорил: «Сеня! (или Яша, или Коля!) Собираешь свою бригаду в 16.00. Будешь устанавливать но- вый забор вокруг школы. Видели? Привезли плиты». И сам приходил в рабочей одежде, подставляя свое мужское плечо там, где ребятам было трудно. Трудился красиво, вдохновенно, по- настоящему, возглавляя коллектив. Более 40 лет цвел и плодоносил сад, посаженный когда-то вокруг школы ученической бригадой во главе с директором школы.
В общественно полезной деятельности упор делался на привлечение школьников к благоустройству своих домов, оборудованию спортивных и игровых площадок. Успешно работали бригады и звенья цветоводов, садоводов, друзей природы, «зеленый патруль».
Пионеры и октябрята оказывали тимуровскую помощь инвалидам и престарелым жителям микрорайона.
В начале 1960-х годов впервые в республике И.Д. Чернышенко создает на базе совхоза им. Дзержинского лагерь труда и отдыха старшеклассников. Он ищет разнообразные формы организации не только общественно полезного труда учащихся, но бытовой, культурно-массовой и спортивно-туристической деятельности. Из воспоминания выпускников школы: «… самой яркой и незабываемой оказалась заслуженная собственным трудом поездка на недельный отдых в Одессу. Мы жили в палаточном городке, у самого синего Черного моря, где Иосиф Дмитриевич будил нас на зарядку, которую со спортивной выправкой бывшего матроса флота проводил сам, а вечером, у костра, рассказывал о своем военном прошлом, о путешествиях в Ко- рею и Японию и очень теплым, задушевным голосом пел украинские песни, песни его родного местечка на Украине».
В это же время совместно с промышленными предприятиями организуется первый в республике учебно-производственный цех. Деятельность школы широко освещается в печати, а за высокие успехи педагогический коллектив школы становится участником ВДНХ СССР.
Период работы И.Д. Чернышенко в школе позволил накопить ценный опыт по трудовому воспитанию школьников. Его теоретическому осмыслению было посвящено
диссертационное исследование «Система организации общественно полезного труда ученического коллектива городской средней школы», по результатам которого ученому присуждается степень кандидата педагогических наук.
Для продолжения работы по долгосрочной программе, связанной с внедрением полученных научных результатов в практику, Иосиф Дмитриевич в 1966 году переходит в Витебский педагогический институт им. С.М. Кирова на должность старшего преподавателя кафедры педагогики и психологии, а с 1969 по 1982 год является заведующим этой кафедры.
Откликаясь на социальный заказ государства, И.Д. Чернышенко пишет докторскую диссертацию «Теория и практика коммунистического воспитания учащихся советской школы в общественно полезном труде», которую защищает в 1978 году, получив ученую степень доктора педагогических наук, а затем – ученое звание профессора.
Деятельность общественной лаборатории под руководством И.Д. Чернышенко получила широкий резонанс не только в Беларуси, но и за ее пределами. Она стала настоящей кузницей ученых, исследователей в решении государственно важных задач. Наработанный ею материал имел большое социально-экономическое значение, так как он указывал на конкретные пути повышения эффективности подготовки молодежи к труду и, следовательно, решал задачу укрепления могущества страны. Под руководством
И.Д. Чернышенко в храм науки вошли более 20 кандидатов и докторов наук, ставших приемниками его идей.
С 1982 года И.Д. Чернышенко - заведующий лаборатории НИИ трудового обучения и профессиональной ориентации Академии педагогических наук СССР.
Свою научно-педагогическую и исследовательскую работу Иосиф Дмитриевич сочетал с большой общественно-политической и просветительской деятельностью. Он избирался депутатом Витебского городского Совета, на протяжении многих лет являлся членом аттестационной коллегии совета по координации исследований по педагогике и психологии, ученого совета Белорусского государственного педагогического университета по защите кандидатских диссертаций. Страна высоко оценила его заслуги в области научно-педагогической деятельности. Ему присуждаются звания отличника образования БССР (1960) и СССР (1978), заслуженного работника высшей школы БССР (1984).
Иосиф Дмитриевич был не только ученым, талантливым руководителем и общественником, но и чутким доброжелательным человеком. Его доброта и отзывчивость сочетались с высоким профессионализмом, честностью и порядочностью. Обладая тонким чувством юмора, он был веселым и жизнерадостным человеком, умеющим предвосхищать развитие педагогической науки, отстаивать собственную точку зрения, свое мировоззрение. И.Д. Чернышенко любил свою работу и своих учеников, щедро передавая им знания и личный богатейший жизненный опыт.