В этот день в 14:35, он выехал от здания ЦК КП Белорусской ССР в сторону города Жодино на автомобиле ГАЗ 13 «Чайка», управлял которым 60-летний водитель Евгений Зайцев. Машеров сидел рядом с водителем, сзади — офицер охраны майор В. Ф. Чесноков. Вопреки существующим инструкциям впереди шла не машина ГАИ с соответствующей раскраской и мигалками, а белая «Волга» с сигнально-громкоговорящей установкой (СГУ), но без мигалок.
Авария произошла на автодороге Москва — Минск, у поворота на птицефабрику рядом с городом Смолевичи. Автомашина ГАИ двигалась сзади. Скорость кортежа была 100—120 километров в час. Дистанция между машинами 60-70 метров. Навстречу кортежу ехал МАЗ, за рулём которого находился водитель Тарайкович, ему была дана команда остановиться. Грузовик стал тормозить, но тут его стал обгонять гружённый картошкой самосвал ГАЗ-САЗ-53Б под управлением водителя Н. Пустовита.
Старший эскорта резко увеличил скорость, и передовая «Волга» пролетела буквально в нескольких метрах от ГАЗа. Водитель Машерова повторить манёвр не успел. На скорости около 100 километров в час автомобили столкнулись — погибли все, кто был в «Чайке». А салон лимузина был засыпан картошкой из кузова грузовика.
Генеральной прокуратурой СССР, совместно с КГБ СССР было проведено расследование, которое исключило умышленный характер преступления. Следственная группа пришла к выводу, что виноват водитель картофелевоза. В декабре 1980 года, в Минске судили оставшегося в живых водителя Николая Пустовита. Он был признан виновным в нарушении правил безопасности движения, повлекшим смерть 2-х и более лиц. Пустовит получил 15 лет лишения свободы, с отбыванием наказания в колонии общего режима. В 1982 году ему сократили срок по амнистии, а в 1985 году освободили. Вокруг смерти лидера белорусской компартии долгое время ходило множество слухов, тем более что он был одним из главных претендентов на пост Председателя Совета министров СССР. В ходе предварительного следствия было установлено, что дежурного ГАИ УВД Минского облисполкома не предупредили о прохождении по трассе Минской области кортежа Машерова. Поэтому ГАИ не приняла необходимых мер. Однако этот факт объясняется тем, что Пётр Миронович обычно определялся с маршрутом уже в пути. С другой стороны, даже если бы дежурный ГАИ знал о маршруте следования, это не сыграло бы никакой роли, Пётр Машеров не разрешал перекрывать для себя дороги. Машеров с почестями был похоронен в Минске 8 октября 1980 года на Восточном кладбище. На панихиде присутствовали десятки тысяч минчан.
Студенты ВГУ у памятника на могиле П.М. Машерова.
Путеева О.В.
методист ОВРсМ.
Подготовлено по материалам мемориального музея П.М. Машерова