В преддверии 115-летия ВГУ имени П.М. Машерова стартует новый проект «В гостях у ректора» (Автор – Валентина Богатырёва). В студии авторской программы Вы познакомитесь с выдающимися выпускниками нашего университета, а также со многими другими известными личностями. Первый выпуск посвящен уникальному гостю, бывшему ректору нашего университета (с 1978 по 1997), доктору педагогических наук, Почетному профессору университета, заслуженному работнику высшей школы Республики Беларусь и автору учебника по графическим дисциплинам для учащихся и студентов Виктору Никоновичу Виноградову.
Готовьтесь к искренним историям, неожиданным признаниям и, конечно, вдохновению.
С глубоким уважением,
Валентина Богатырёва,
ректор ВГУ имени П.М. Машерова, профессор.
«В ГОСТЯХ У РЕКТОРА»: ВИКТОР НИКОНОВИЧ ВИНОГРАДОВ

Корреспондент: Валентина Богатырёва, ректор Витебского государственного университета имени П.М. Машерова, доктор экономических наук, професcор.

Гость: Виктор Виноградов, ректор Витебского государственного университета имени П.М. Машерова (с 1978 по 1997), доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Республики Беларусь.
— Виктор Никонович, мы с Вами земляки, оба родились в Городокском районе. Почему Вы говорите, что родились на железной дороге?
— Отец мой с 1928 года работал на железной дороге «Витебск-Невель». Семья в то время проживала в доме, называемом «будкой» и расположенном на 515 километре от Санкт-Петербурга (тогда – Ленинграда) в Кузьминском сельсовете Городокского района. Именно там я и родился в 1933 году, там же прошло опаленное войной детство и юность.
Буквально через пару километров на запад от железной дороги начинался Вировлянский сельсовет и деревня Вировля – родина Валентины Васильевны Богатырёвой, ректора ВГУ имени П.М. Машерова.
— Почему решили связать свою жизнь с преподавательской деятельностью? Ведь хотели стать железнодорожником.
— Проживая рядом с железной дорогой, конечно, хотел поступать в железнодорожный техникум, однако меня переориентировал в выборе будущей профессии учитель школы А.В. Мельников. Он приобщал меня к общественной работе в колхозе, привлекал к работе с молодежью. Именно он привез меня в 1949 году в Витебск для поступления в педагогическое училище, которое в этом же году преобразовалось в художественно-графическое, для того чтобы готовить учителей рисования и черчения.
— Отличается ли студенческая жизнь 1950-х годов от современной студенческой жизни?
— Уверен, что да, отличается. И отличается значительно! Как раз нам, ветеранам педагогического труда, это необходимо учитывать и делать это нужно основательно и грамотно.
— В 1957 году Вы стали преподавать изобразительное искусство и черчение. Расскажите немного подробнее об этом.
— В 1957 году я окончил педагогический институт (в Полоцке), а затем Министерством просвещения был направлен на работу в родной Витебский пединститут (в котором учился с 1953 года). Здесь была специальность «Математика и черчение», в рамках которой и концентрировалась моя учебная нагрузка. В связи с открытием новой специальности, связанной с подготовкой учителей начальных классов, мне была поручена дисциплина «Изобразительное искусство». Этот опыт в дальнейшем пригодился мне в работе на художественно-графическом факультете, открывшемся в 1959 году.
— В своих воспоминаниях Вы пишете, что порой поступали «не педагогично». Что Вы имеете в виду? (История про то, как студенты писали этюды в колхозе).
— Педагогические навыки, учебно-методические приемы, равно как и сами учителя возникают не сразу, поскольку для этого необходимы время, практика и опыт. Отсюда и ситуация с пленэром студентов: вместо уборки картофеля, на которую их направил институт, студенты-художники создавали произведения искусства на природе. В моем случае это был поиск форм взаимодействия между студентами и молодым преподавателем.
— В 1960-х годах в СССР проходила реформа средней школы. Вы входили в состав комиссии по дисциплинам учебного плана (черчение). Впоследствии стали одним из авторов нового учебника по черчению, который был рекомендован к использованию в национальных республиках и переведён на большое количество языков мира (20). Расскажите немного об этом.
— В свое время при Академии педагогических наук СССР (Москва) существовала так называемая годичная аспирантура. Такой возможностью воспользовался и я, будучи уже заведующим кафедрой, для научной работы над кандидатской диссертацией. Мое обучение в аспирантуре совпало с работой комиссии по совершенствованию образования в средней школе. Я был рекомендован ученым секретарем комиссии по дисциплине «Черчение». Задачей комиссии было внесение предложений по совершенствованию графической подготовки учащихся (разработка программ, учебных пособий и др.). Коллегией Министерства просвещения СССР я был определен руководителем комиссии по разработке программы, а в дальнейшем уже и учебника, который стал первым в истории советской школы союзным учебником по черчению.
Коллегия рекомендовала учебник к использованию всеми союзными республиками. Соответственно он был переведен на все национальные языки, на которых велось обучение учащихся.
— Вы прошли по ступенькам от преподавателя до ректора. Вы первый руководитель университета, который имел учёное звание «профессор». Какие достижения университета можно отметить за период вашего почти 20-летнего руководства (1978-1997 гг.)?
— Как Вы понимаете, за такой срок было сделано немало. В первую очередь университет вырос численно, были открыты новые факультеты и специальности, удалось установить партнерские связи с некоторыми зарубежными учреждениями высшего образования…
За эти годы художественно-графический факультет стал, как я его называю, «жемчужиной» эстетического образования. Кроме того, на базе техникума физкультуры был открыт специальный факультет.
Среди ВУЗов СССР наш университет дважды был награжден Всесоюзным Переходящим Красным Знаменем (награда, присуждавшаяся трудовым коллективам, добившимся наилучших результатов в социалистическом соревновании). На базе университета Министерством просвещения СССР открывались новые формы учебно-методической и воспитательной работы. Приказом того же министерства университет был определен как ведущий педагогический ВУЗ страны (среди двухсот), а также рекомендовалось изучать его опыт. Заслугой всего коллектива стало преобразование в 1995 году института в университет.
— При Вас университет стал классическим. Насколько это важно для подготовки кадров и развития системы образования?
— В своем вопросе Вы правильно определили основное предназначение нового для Беларуси университета – кадры. Помимо этого была поставлена задача создать авторитетный научный и культурный центр в Северном регионе нашей Республики. Университет оправдал возложенное доверие и в этом направлении своей деятельности.
— Как пришла идея перенести художественно-графический факультет в отдельное здание? Как это происходило? С какими трудностями столкнулись?
— Это было связано с расширением учебных площадей, однако была также необходимость создания соответствующей среды для подготовки учителей трудового обучения, обеспечения творческих условий для студентов и преподавателей, для проведения исследований витебской художественной школы. Худграф должен был служить примером качества белорусского живописного искусства, эстетического образования и воспитания молодежи.
Трудностей при организации факультета на новом месте хватало, однако все они остались за Гапеевым ручьем (иронично).
— Вы встречались с выдающимся выпускником нашего университета Петром Мироновичем Машеровым? Помните ли Ваше общение?
— С Петром Мироновичем мне случалось встречаться на некоторых массовых мероприятиях, таких как съезд учителей, общества «Знание» и др. Его первый разговор со мной состоялся перед утверждением меня в должности ректора в ЦК партии. Еще одна рабочая беседа происходила в преддверии 60-летия института. Тогда мы приглашали его принять участие в юбилейных мероприятиях.
— Вы, как и я, являетесь членом Союза журналистов (тогда СССР)? Как так сложилось, о чём писали?
— Внештатный корреспондент Виноградов писал о проблемах школы, методике преподавания графических дисциплин в школе, об эстетическом воспитании молодежи. Статьи были напечатаны в таких периодических изданиях, как «Настаўнiцкая газета», «Віцебскі рабочы», «Звязда»…Чуть позднее я брался за темы, посвященные выставкам витебских художников, организации в Витебске художественного музея, живописным работам Ю. Пэна, нумизматическим коллекциям Ивана Галькевича.
Ряд заметок и статей также был о работе различных служб городского хозяйства, транспорта (например, «Поездка в Езерище»).
— Знаю, что Вы следите за жизнью родного университета в интернете. Как оцениваете наше развитие?
— Адказваю: «Станоўчая, годная, выдатная. Так трымаць і далей!»
— Ваше жизненное кредо?
— «Верю в хорошее будущее».
— Что бы Вы пожелали современным студентам?
— Никого и никогда не обижайте, не таите обиду в себе, любите людей, природу, эту жизнь – и тогда вам всегда будут сопутствовать человеческая радость и доброта!
— Что для Вас ВГУ?
— ВГУ – это 72 года работы и учебы в нем из моих 93-х лет жизни. В данном случае цифра говорит сама за себя. Здорово, не так ли?!
— В этом году университету исполняется 115 лет, что пожелаете?
— Желаю и дальше совершенствоваться как университет международного значения, занимая достойное место в системе образования всего мира!
Интервью будет напечатано в ноябрьском выпуске газеты «Мы і час».
















