Успешное проведение научных исследований и эффективное внедрение в жизнь полученных результатов чрезвычайно важны для каждой страны, ведь благодаря этому обеспечивается прогресс во всех областях жизни общества.
В ВГУ имени П.М. Машерова развитию науки уделяется большое внимание, а в научную деятельность в той или иной степени вовлечены все машеровцы.
Итоги научной жизни ВГУ за 2022-й год и перспективы на 2023-й, а также то, как увлечь молодежь наукой и каким будет ученый будущего, мы обсудили с проректором по научной работе нашего университета, доктором педагогических наук, профессором Евгением Аршанским.
– Евгений Яковлевич, как бы вы охарактеризовали, каким был прошлый год для науки ВГУ? Все ли намеченные планы удалось воплотить в жизнь?
– Ушедший год для ВГУ с точки зрения науки был продуктивным. В 2022-м выполнялись 58 финансируемых проектов.
Реализованы задания, предусмотренные планом, по всем темам подготовлены и сданы заключительные и промежуточные отчеты; по результатам данных проектов в различные сферы экономики внедряются разработки. Выполняются кандидатские и докторские диссертационные исследования.
Хочу отметить, что научно-исследовательские работы по заданиям государственных программ научных исследований выполняются на трех факультетах – ФХБиГН, ФМиИТ, ФГиЯК. Что касается Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований, то здесь задействованы три выше указанных факультета, а также ЮФ и ХГФ. Гранты Министерства образования получили ЮФ, ФСПиП, ФХБиГН.
В 2022 году при поддержке Министерства образования в университете были организованы и проведены 14 научно-практических конференций: 11 международных, 1 республиканская, 2 региональных.
Сотрудниками ВГУ имени П.М. Машерова опубликовано 1729 работ научного и учебно-методического характера.
Нельзя не отметить и то, что летом прошлого года решением коллегии ВАК в нашем университете для реализации образовательной программы послевузовского образования ІІ ступени была открыта подготовка по специальности 03.01.04 – биохимия. В университете работает совет по защите диссертаций по педагогическим наукам. В прошлом году успешно прошли две защиты. Проводится большая работа по открытию диссертационного совета по биологическим наукам.
– Каковы стратегические приоритеты научно-исследовательской и инновационной деятельности в нашем университете?
– В конце 2022 года Министерством образования Республики Беларусь утверждена стратегия развития научной, научно-технической и инновационной деятельности учреждения образования «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова» до 2025 года. Согласно этому важному документу ключевое значение имеют приоритеты «прорывного» характера, которые формируют новое качество научных исследований и инновационной деятельности. Именно эти направления в наибольшей степени определяют соответствие мировым научно-техническим трендам, связаны с разработкой и реализацией первостепенных для развития реального сектора технологий. О каких приоритетах идет речь?
Во-первых, это развитие биохимии, экологии и природопользования. В качестве основы будет взят экспериментальный проект «Университет 3.0», который позволит обеспечить эффективное взаимодействие в науке и инновациях. Так, запланировано выполнение разработок, готовых к применению при производстве продукции с учетом биологических потребностей растительных и животных организмов, а также проведение исследований, в том числе путем многофункционального применения беспилотных технических систем.
Во-вторых, это развитие информационных технологий в различных отраслях экономики. В их состав входят системы искусственного интеллекта; работа с массивами больших данных, в том числе путем использования облачных технологий; технологии, обеспечивающие реализацию концепции всеобъемлющего Интернета на основе Интернета вещей. Развитие этого приоритета направлено на получение комплексных решений для тиражирования «умных производств»; интеграцию информационных и коммуникационных технологий для управления инфраструктурой; развитие образовательных технологий. Наращивание интеллектуальной составляющей научной сферы университета станет возможным благодаря реализации проекта «Цифровой университет».
Основой еще одного приоритета станут проекты центра развития химического образования, лаборатории социологических исследований (совместно с Белорусским институтом стратегических исследований), регионального ресурсного центра инклюзивного образования, научно-просветительского центра «Спадчына віцебскай зямлі», образовательного центра славянских языков и культур, а также другие инновационно-образовательные проекты, которые позволят нарастить научно-техническую компетентность высококвалифицированных кадров, обеспечив тем самым повышение имиджа белорусского образования и науки.
– Высококвалифицированные кадры решают многое. В ВГУ большое внимание уделяется развитию кадрового потенциала, увеличению доли сотрудников с учеными степенями. По каким наукам сегодня защищаются наши машеровцы?
– Мы поздравили четырех наших коллег, которые успешно защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата наук по разным отраслям науки (филологическим, физико-математическим, экономическим и педагогическим). Три наших преподавателя уже получили подтверждения об утверждении решения советов по защите диссертаций Президиумом ВАК Республики Беларусь.
Кроме этого, в прошлом году диссертации на соискание ученой степени кандидата наук защитили два выпускника аспирантуры ВГУ имени П.М. Машерова, не работающие в нашем университете.
Президиумом ВАК присвоено ученое звание доцента кандидату биологических наук Евгению Держинскому (общая биология).
В ближайшее время планируется защита кандидатской диссертации старшим преподавателем кафедры экологии и географии Анатолием Лакотко.
Также отмечу, что двум нашим коллегам была назначена стипендия Президента Республики Беларусь. Это аспирант кафедры изобразительного искусства Александр Сергеев и доцент кафедры зоологии и ботаники Евгений Держинский.
– Развитие науки сегодня является приоритетным для всего мира. А с чего начинаются пути лицеиста и студента в науку? Какие шаги предпринимаются в нашем университете, чтобы молодежь приходила в науку и в ней оставалась, обеспечивая преемственность поколений?
– В прошлом году в нашем университете было создано научное общество «Открытие» – объединение учащихся Лицея ВГУ имени П.М. Машерова. Разработано положение, утвержден план мероприятий, сформирован список консультантов из числа опытных преподавателей, и мы активно привлекаем лицеистов в научную деятельность.
Что касается студентов, то за первокурсниками, набравшими при поступлении максимальные вступительные баллы, закрепляются кураторы из числа профессорско-преподавательского состава, которые привлекают их к выполнению научно-исследовательских проектов (заданий государственных программ научных исследований, проектов БРФФИ, грантов Министерства образования), в том числе на платной основе.
В университете работают студенческие научные лаборатории («Экология городской среды», «Тэорыя i практыка лiтаратурнай творчасцi», «Студенческая этнопедагогическая лаборатория», «Великая Отечественная война: история и память»), при каждой кафедре функционируют студенческие научные кружки. Ежегодно порядка 70% студентов дневной формы обучения принимают участие в деятельности студенческого научного общества.
Активно работает Совет молодых ученых ВГУ, который только за 2022-й год провел более 40 мероприятий. Отдельно хотелось бы отметить, что именно на базе нашего университета состоялся І Республиканский форум молодых ученых учреждений высшего образования в мае прошлого года, а в декабре мы стали площадкой для проведения второго (зонального) тура Республиканского молодежного инновационного проекта «100 идей для Беларуси». К слову, все представленные от ВГУ имени П.М. Машерова проекты прошли в следующий тур.
Отмечается преемственность в работе с одаренными ребятами: вуз (участие в студенческих научных кружках, олимпиадах, подготовка научно-исследовательских работ, публикация результатов научных исследований) – магистратура – аспирантура – преподавательская работа на кафедрах университета.
Заниматься наукой – это не только интересно, но и перспективно. Государство всегда готово поддержать талантливую молодежь, делающую успешные шаги в научной деятельности. Так, 35 представителей ВГУ из числа лауреатов и победителей XXVII Республиканского конкурса научных работ студентов 2021 года поощрены денежными премиями специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. Михаил Чернявский стал победителем открытого областного конкурса на получение премий Витебского областного исполнительного комитета талантливым молодым ученым и специалистам. По результатам конкурса семь проектов молодых ученых от нашего университета получили финансовую поддержку БРФФИ, четыре проекта – Министерства образования Республики Беларусь.
– В понимании многих наука – это скучно. Как вы можете опровергнуть это суждение? Каким вы видите ученого будущего?
– Судя по количеству вовлеченных в науку молодых ученых наука – это не скучно, а перспективно и здорово. А интерес к проведению научных исследований у молодежи не угасает, а наоборот с каждым годом возрастает.
Будущего молодого ученого вижу заинтересованным своим делом человеком и патриотом своей страны. Это специалист, который понимает, что наука делается для человека и во благо человека, а его научные разработки имеют четко выраженную практико-ориентированную направленность. Лейтмотив современной науки – исследования должны быть направлены на пользу региона и государства.
Я убежден, что результат в научной работе, как и в любом деле, достигается лишь тогда, когда есть люди, которые стремятся к нему, и созданы условия, позволяющие добиться успеха. Все это есть в нашем университете. Не забываем мы и о еще одной важной составляющей научных исследований молодых ученых сегодня – патриотической. Все это вместе и дает хороший результат и позволяет нам гордиться университетской наукой.