Сообщить об ошибке
Выделенный фрагмент:
Кафедра является профилирующей для специальностей:
1-86 01 01-01 «Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)» с присвоением квалификации «Специалист по социальной работе. Педагог»;
1-86 01 01-02 «Социальная работа (социально-психологическая деятельность)» с присвоением квалификации «Специалист по социальной работе. Психолог»;
1-03 04 02-02 «Социальная педагогика» с присвоением квалификации «Педагог социальный»;
6-05-0921-01 «Социальная работа и консультирование» с присвоением квалификации «Специалист по социальной работе»;
6-05-0114-01 «Социально-педагогическое и психологическое образование» с присвоением квалификации «Педагог социальный. Педагог-психолог».
В настоящее время кафедра организует учебный процесс и обеспечивает преподавание 62 учебных дисциплин.
На кафедре работают 7 высококвалифицированных преподавателей, в том числе 1 доктор исторических наук, 4 кандидата наук (3 кандидата педагогических наук, 1 кандидат исторических наук). Возглавляет кафедру кандидат педагогических наук, доцент Е.Л. Михайлова.
Научный потенциал кафедры позволяет осуществлять учебно-воспитательный процесс на высоком профессиональном уровне в соответствии с нормативными документами высшей школы.
Ежегодно под руководством опытных педагогов кафедры студенты принимают участие в факультетских олимпиадах по социальной педагогике и социальной работе, в республиканских и международных научно-практических конференциях.
Дополнительно в рамках работы научно-исследовательской лаборатории «Этнопедагогика» студенты участвуют в следующих направлениях научно-исследовательской деятельности:
Научно-исследовательской работой через разнообразные формы (проведение исследований и подготовка статей, в том числе в составе СНИЛ «Этнопедагогика», написание дипломных и курсовых работ, исследовательских проектов в рамках проводимых производственных практик) охвачены студенты 1-4 курсов дневного отделения и 2-5 курсов заочного отделения.
Приоритетное направление научно-исследовательской деятельности коллектива кафедры – «Научно-методическое обеспечение профессиональной подготовки специалистов социальной сферы в условиях вуза». В рамках его проблематики: анализируются процессы становления, развития вузовского социального и психолого-педагогического образования; разрабатывается комплексная модель формирования профессиональной компетентности будущих специалистов и определяется ресурсное обеспечение их профессиональной подготовки; исследуются и апробируются инновационные технологии в области социального и психолого-педагогического образования. По научной теме выполняются дипломные работы, магистерские и кандидатские диссертации.
8 февраля 2010 года по инициативе кафедры социально-педагогической работы с целью расширения и координации форм взаимодействия университета с учреждением ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Первомайского района г. Витебска» в образовательной, научно-исследовательской и социальной сферах был создан Учебно-научно-консультационный центр «Актуальные проблемы социальной помощи и поддержки граждан (семей) в условиях трудной жизненной ситуации». Позже он был реорганизован в филиал кафедры социально-педагогической работы.
Сотрудниками кафедры за период с 2016 года по настоящее время подготовлены и изданы свыше 800 публикаций: 16 учебников с грифом Министерства образования и УМО; 14 монографий; 9 сборников научных статей; более 100 учебных пособий, включая учебно-методические комплексы и программы по государственным экзаменам; более 200 материалов и тезисов докладов на конференциях различного уровня.
Также активно специалисты кафедры работают в рамках направления филиала «Школа молодых специалистов», созданного для педагогов социальных г. Витебска.
Практическая подготовка к профессиональной деятельности осуществляется по следующим направлениям:
Сотрудниками кафедры за период с 2016 года по настоящее время подготовлены и изданы 491 публикации: 5 учебников с грифом Министерства образования и УМО; 6 монографий; 7 сборников научных статей; 281 статья, в том числе 50 – из Перечня ВАК РБ и РФ; 44 учебных пособия, включая учебно-методические комплексы и программы по государственным экзаменам; 149 материалов и тезисов докладов на конференциях различного уровня.
По инициативе кафедры социально-педагогической работы факультета социальной педагогики и психологии в Витебском государственном университете имени П.М. Машерова регулярно проводятся Международные и республиканские научные и научно-практические конференции для преподавателей и студентов:
В конференциях принимают участие студенты, магистранты, аспиранты, кандидаты и доктора наук из разных регионов Республики Беларусь, России, Китая, Узбекистана.
Результатом проведения конференций на основе отбора материалов, являются 14 опубликованных сборников материалов конференций и сборников научных статей, опубликованных в рамках конференций. С 2016 года на кафедре ежегодно выпускается сборник научных статей «Повышение качества профессиональной подготовки специалистов социальной и образовательной сфер», в котором публикуются результаты научно-исследовательской деятельности как состоявшихся, так и молодых ученых, магистрантов, студентов (в соавторстве с научными руководителями).
Преподаватели кафедры также принимают участие в республиканских и международных конференциях, симпозиумах (Россия, Казахстан, Узбекистан), приглашаются в качестве экспертов в Советы по защите кандидатских диссертаций Республики Беларусь.
ГУО «Средняя школа № 46 г. Витебска»
Филиал кафедры социально-педагогической работы функционирует на базе ГУО «Средняя школа № 46 г. Витебска им. И.Х. Баграмяна» на основании договора о сотрудничестве с организацией – заказчиком кадров, Положения о филиале кафедры (Положение № П. 1.04.25-2015 от 27.07.2015г.)
Основная задача филиала кафедры – долгосрочное научно-исследовательское и учебно-методическое сотрудничество ВГУ имени П.М. Машерова и государственного учреждения образования «Средняя школа № 46 г. Витебска им. И.Х. Баграмяна» в области совместного использования интеллектуальных, материальных, информационных ресурсов при проведении научно-исследовательских работ, учебно-методической деятельности по приоритетным направлениям развития образования школьников, подготовке студентов, магистрантов и повышения квалификации сотрудников кафедры.
Основные направления деятельности филиала кафедры
На филиал кафедры возлагаются следующие функции:
Реализация научно-методической темы кафедры
Тема: Психолого-педагогические ресурсы оптимизации взаимодействия субъектов образовательной среды (приказ № 11Н от 14.02.2017 г.)
Раздел: Научно-методическое обеспечение профессиональной подготовки специалистов социальной сферы в условиях вуза.
Заведующий филиалом: старший преподаватель кафедры социально-педагогической работы Королькова Лариса Викторовна
Государственное учреждение образования «Общеобразовательная средняя школа № 46 города Витебска» начало свою деятельность 1 сентября 2010 года на основании решения Витебского городского исполнительного комитета от 30 августа 2010 г. № 1292 «Об утверждении акта приёмочной комиссии по приёмке в эксплуатацию законченного строительством объекта». 16 апреля 2019 года решением Витебского городского исполнительного комитета школе присвоено имя Ивана Христофоровича Баграмяна.
ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения»
Филиал кафедры социально-педагогической работы создан базе государственного учреждения «Территориальный Центр социального обслуживания населения Первомайского района г. Витебска» в феврале 2010 года (ранее – как УНКЦ (учебно-научно-консультативный центр). Филиал кафедры социально-педагогической работы функционирует на базе на основании договора о сотрудничестве с организацией-заказчиком кадров, Положения о филиале кафедры (Положение № П. 1.04.26-2015 от 27.07.2015г.)
«Мир, в котором нет чужих», «Развитие через участие» под такими девизами на протяжении почти 19 лет функционирует Территориальный центр социального обслуживания населения Первомайского района г. Витебска (https://tcson-help.by/).
Основная задача филиала кафедры – долгосрочное взаимодействие и сотрудничество в области повышения качества профессиональной подготовки, формирования и развития профессиональных компетенций будущих специалистов социальной сферы; разработки и внедрения в практическую деятельность инновационных технологий социальной поддержки, социальной помощи и реабилитации социально незащищенных лиц или имеющих ограничения жизнедеятельности.
В рамках работы филиала кафедры социально-педагогической работы профессиональное практико-ориентированное образование будущих специалистов по социальной работе осуществляется по следующим направлениям работы:
Реализация научно-методической темы кафедры
Тема: Психолого-педагогические ресурсы оптимизации взаимодействия субъектов образовательной среды (приказ № 11Н от 14.02.2017 г.)
Раздел: Научно-методическое обеспечение профессиональной подготовки специалистов социальной сферы в условиях вуза.
Заведующий филиалом: старший преподаватель кафедры социально-педагогической работы Андрущенко Наталья Юрьевна
Публикации:
Публикации:
Вакушенко, Т. Д. Союз теории и практики : [о работе УНКЦ на базе Территориального центра социального обслуживания населения Первомайского района рассказывает его руководитель Т. Д. Вакушенко] / Т. Д. Вакушенко; бес. Ф. Шкирандо // Мы і час. – 2012. – 17 лістапада. – С. 2.
Научная этнопедагогическая школа была основана в 1982 году. Руководителем с даты основания научной школы и до января 2020 года являлась доктор педагогических наук, профессор Анна Петровна Орлова.
В настоящее время руководит научной школой ученица Анны Петровны - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой Елена Леонидовна Михайлова.
Состав научно-педагогической школы «Этнопедагогика» в настоящее время – 12 человек, в том числе, 2 молодых ученых до 35 лет; в их числе 8 кандидатов наук (защита диссертации последнего кандидата наук состоялась в мае 2021 года). За период деятельности научной школы подготовлены: 1 доктор педагогических наук, 8 кандидатов педагогических наук, 12 магистров педагогических наук.
Основными направлениями научных исследований, проводимых в рамках данной научной школы, является разработка вопросов истории педагогики и образования, проблем народной, социальной, специальной педагогики, этнопедагогики. В контексте названных направлений исследуется ряд актуальных проблем:
Под руководством профессора А.П. Орловой защищено 8 диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук:
Создан комплекс учебно-методических и научных работ в рамках этнопедагогики: разработан авторский курс «Этнопедагогика»; опубликованы учебные пособия «Этнопедагогика: теория нравственного воспитания» (гриф МО РБ), «Валеалогія: этнапедагагічны аспект» (гриф МО РБ), пособия для педагогов общеобразовательных учреждений и учреждений внешкольного воспитания и обучения «Народная педагогіка ў выхаваўчай рабоце школы» и «Народная педагогіка як сродак выхавання вучняў» (Рекомендованы Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь); «Теория и практика социально-педагогической работы с семьей (гриф УМО); «История социальной педагогики» (гриф МО РБ); «История педагогики» (гриф МО РБ); изданы монографии «Преемственность народной и научной педагогики в развитии теории нравственного воспитания», «Традыцыі эстэтычнага выхавання ў беларускай народнай педагогіцы», «Развитие образования, школы и педагогики в Беларуси в период XIX – начала XXI века», «Профессиональное становление будущего специалиста в поликультурной среде вуза: реализация индивидуальной траектории», «Формирование культурно-толерантной личности: этнопедагогический аспект», «Русский и белорусский фольклор как фактор формирования этнической идентичности младших школьников», «Этнапедагагічная падрыхтоўка спецыялістаў сацыяльнай сферы ва ўмовах полікультурнага соцыуму: тэарэтыка-метадалагічны аспект», «Научное обеспечение модели этнопедагогической подготовки будущих специалистов социальной сферы к профессиональной деятельности в поликультурном социуме», «Научно-методическое обеспечение профессиональной подготовки специалистов социальной сферы», «Профессиональная подготовка специалистов социальной сферы: традиции и инновации». Это позволило: качественно усовершенствовать преподавание курсов «Этнопедагогика» и «Педагогика»; на более качественном уровне формировать этнопедагогическую компетентность специалистов социальной и образовательной сфер, в том числе, за счет разработки и преподавания факультативной дисциплины «Этнопедагогические основы профессиональной деятельности»; повысить уровень международного сотрудничества (в рамках соглашения между УО «ВГУ им. П.М. Машерова» и НОУ «Институт психологии и педагогики» (Москва), а также налаживания и поддержке партнерских научных связей с научными учреждениями и профильными факультетами и кафедрами вузов Беларуси и стран ближнего и дальнего зарубежья, в том числе: с УО «Белорусский государственный университет», УО «Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка», УО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина», УО «Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина», Московским социальным университетом (г. Москва, РФ), Смоленским государственным университетом (г. Смоленск, РФ), Российским университетом Дружбы Народов (г. Москва); Ярославским государственным педагогическим университетом имени К.Д. Ушинского, Псковским государственным университетом, Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования. В 2020 году благодаря научным мероприятиям и стажировке научное сотрудничество кафедры пополнилось за счет взаимодействия с профессорами следующих университетов: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург, РФ), Санкт-Петербургский институт психологии и социальной работы (г. Санкт-Петербург, РФ). В 2022 году кафедра стала сотрудничать с Северным (Арктическим) федеральным университетом и его филиалом в г.Северодвинске (Архангельск, РФ), а также Центрально-Казахстанской Академией (Караганды, Казахстан).
Разработан принципиально новый учебный комплекс по истории образования и педагогике, в который вошли как лекционные, так и учебно-методические материалы для организации самостоятельной работы студентов (цикл учебных пособий получил гриф Министерства образования РБ) и учебное пособие по истории социальной педагогики (присвоен гриф Министерства РБ).
В рамках научной школы, начиная с 2005 года, организовано 12 международных научно-практических конференций, где актуализировались проблемы этнопедагогики.
Основные научные публикации школы – свыше 750 научных работ, в том числе 14 монографий, более 60 учебных пособий (16 из них имеют гриф Министерства образования Республики Беларусь).
Адрес: 210038, г. Витебск, пр-т Московский, 33.
Телефон: (+375 212) 37-49-59 (приемная ректора)
Факс: (+375 212) 37-49-59
E-mail: info@mail-vsu.by