На протяжении марта – апреля 2018 года кафедрой гражданского права и гражданского процесса юридического факультета Витебского государственного университета имени П.М. Машерова проводился эксперимент по внедрению информационных технологий в образовательный процесс дисциплин гражданско-правового цикла.
Традиционно юриспруденция считаются консервативными сферами, медленно перенимающими технологические инновации. С точки зрения практической юриспруденции данный подход к инновациям является единственно верным. Однако применение данного подхода в образовательном процессе студентов-юристов не позволяет раскрыть весь потенциал использования информационных технологий в образовании.
Целью нашего эксперимента стало исследование потенциала применения информационных технологий в образовательном процессе студентов-юристов.
Задачами исследования являлись:
- проектирование, разработка и использование информационных технологий при проведении практических и лекционных занятий на юридическом факультете;
- оценка эффективности применения информационных технологий в образовании студентов-юристов в соответствии с выбранными критериями.
В эксперименте приняли участие 3 преподавателя кафедры гражданского права и гражданского процесса: Шматков Игорь Иванович (профессор, заведующий кафедрой гражданского права и гражданского процесса), Михайлова Ольга Петровна (старший преподаватель) и Куракин Филипп Валерьевич (преподаватель).
Ниже мы публикуем описание некоторых занятий, проводившихся нами в рамках эксперимента.
«Контролируемая лекция» (лекционные занятия по курсу таможенного права читает заведующий кафедрой гражданского права и гражданского процесса, профессор Шматков Игорь Иванович).
Проведение лекции сопровождалось показом презентации. В качестве презентации-основы была взята презентация к лекции по теме «Таможенные платежи». Для эксперимента презентация-основа была разделена слайдами-вставками по смысловым блокам. После того, как преподаватель вычитывал материал отдельного блока, на экран выводился слайд-вставка, содержащий qr-код – ссылку, перейдя по которой, студент попадал на форму с вопросами по прочитанному лектором блоку материала. Время на ответ ограничено несколькими минутами. При этом преподаватель в онлайн-режиме получал результаты студентов, используя мобильное приложение. Использование данной технологии позволило преподавателю:
- оценить качество восприятия материала отдельным студентом и группой в целом;
- удерживать внимание студентов на протяжении занятия;
- быстро выявить трудности, возникающие в процессе и скорректировать подачу материала с целью повышения качества усвоения материала студентами.
Данная технология также была применена, в том числе и на практических занятиях по трудовому, банковскому и природоресурсному праву старшим преподавателем Михайловой Ольгой Петровной и преподавателем Куракиным Филиппом Валерьевичем. Непосредственно на семинарском занятии студенты получали qr-коды – ссылки на тестовые задания. Это позволило провести 100% опрос студентов группы в короткий срок.
«Конструктор договоров» (практические занятия по банковскому и природоресурсному праву ведет преподаватель Куракин Филипп Валерьевич)
На практических занятиях по банковскому и природоресурсному праву был использован «Конструктор договоров». Суть «Конструктора договоров» в следующем: преподаватель предлагал студентам qr-код – ссылку на частично заполненный бланк договора, оформленный в виде веб-страницы. В проблемных, с точки зрения юридической практики, местах договора предлагалось на выбор несколько вариантов формулировок. В зависимости от выбранных студентом вариантов, на его устройство выводилось предупреждение о последствиях, к которым может привести заключение составленного им договора (например, "Поздравляем! Договор заключен. Вы в полной безопасности" или "Внимание! Угроза потери денег" и т.д.). Использование «Конструктора договоров» позволяет формировать мышление студента-юриста не с позиции верных/неверных ответов (как при обычном тестировании), а с позиции комплексного правового результата конкретных действий.
Эксперимент продолжается.
Более подробную информацию об исследовании вы можете узнать, обратившись на кафедру гражданского права и гражданского процесса (Главный корпус университета, каб. 322)