Для студентов 33 группы ФСП и П в рамках курса «Методика социально-педагогической деятельности (Педагогика игры)» в апреле была организована экскурсия в театр «Лялька». Вниманию студентов был представлен спектакль «Спакуса», срежиссированный по мотивам произведения А.П. Чехова «Черный монах». После окончания спектакля, по сложившейся традиции, студенты передали свои впечатления от увиденного на бумагу, проанализировав постановку с точки зрения воспитательного смысла. Оставляя в стороне учебно-методическую часть, необходимо отметить, что спектакль произвел на зрителей сильное впечатление. Никто не остался равнодушным! В оценке силы эмоционального воздействия драмы отзывы студентов были однозначны – спектакль экспрессивен, образы выразительны, проблемы актуальны для сегодняшнего дня. При этом каждый открыл для себя что-то свое, а внутренний смысл произведения воспринялся студентами довольно полярно:
«Cпектакль «Спакуса» з'яўляецца добрым сродкам эмацыйна-эстэтычнага, маральнага выхавання асобы. Галоўная думка, якую хацелi да гледачоў данесцi акцёры – гэта тое, што не трэба, ведаючы пра свою «адметнасць», дрэнна ставiцца да тых, хто цябе любiць…i бачыць у табе непадабенства з iншымi. Iнакш… ты застанешся адзiн, калi не лiчыць за «другога» тваю генiяльнасць» (Шудзель Настасся).
«В пьесе мы смогли понаблюдать за развитием сюжета об искусителе, что затаился в райском саду покоя и самоудовлетворенности, и навсегда переломил судьбу не только «избранного», но и всех, кто связан с ним узами любви» (Синькевич Виктория).
«Люди… достаточно часто испытывают давление из-за своей «непохожести» на большинство. Истории известны случаи, когда люди с этим давлением справлялись (например, Форд или Эйнштейн). Но не известны случаи, когда они уступали общественному мнению… потому что не успели продемонстрировать миру плоды своей деятельности. Подобная ксенофобия кажется мне достаточно серьезным препятствием на пути процветания человечества, а спектакль… как минимум обращает на нее внимание» (Беляев Игорь).
«…Мания величия ни к чему положительному не приводит. Лучше посвятить собственную жизнь семье, ибо гордыня далеко не заведет в плане великих достижений» (Истрафилова Эльвира).
«Мы наблюдаем за тем, как миф (монах) уверил героя в его совершенстве и неповторимости, что навсегда изменило судьбу героя. Он… загубил не только свою судьбу, но и судьбы близких ему людей… и всю значимость потерь и ценность любимых людей он понял лишь в последние минуты своей жизни» (Штурдымова Виктория).
«Данный спектакль достаточно актуален для современной жизни, так как каждый человек… сталкивается с искушениями…и лишь немногие… способны противостоять этому» (Пашкевич Кристина).
«Воспитательный потенциал всего спектакля достаточно объемен... Все актеры разговаривают на белорусском языке…что способствует развитию полилингвистических способностей… «Спакуса» учит нас всех ценить сегодняшний день, дорожить близкими и родными нам людьми, а также передает опасность фанатизма одной несбыточной идеи» (Николаева Екатерина).
«…Этот спектакль важен, он показывает то, что человеку нужна помощь, когда это необходимо, и мир реальный, порой сложный и страшный, все же лучше грез и фантазий. Ведь только здесь есть любовь и забота» (Ткаченко Татьяна).
«Название «Искушение» говорит, что на протяжении всей своей жизни человек хочет найти более легкие пути или способы жизни… Искушение поглотило нашего героя. И то, что являлось важным раньше, стало ненужным. Спектакль заканчивается трагично – главный герой умирает... Спектакль заставляет задуматься о собственном бытии и правильности своей жизни» (Ширяева Диана).
«Во время спектакля мне показалось, что я перенеслась в другой мир со своей необычной атмосферой… Театр - это еще один способ воспитания в ребенке тех самых поистине человеческих качеств, которых не хватает в реальном мире. Никакие мультфильмы нельзя сравнить с театром. Игра актеров способна произвести неизгладимое впечатление, которое навсегда останется в душе, породив доброе и прекрасное» (Наркевич Вероника).
Текст и фотографии: Бусел-Кучинская Е.Н.