В Республике Беларусь реализуется социально ориентированная государственная политика в сфере образования, которая основывается на приоритетах общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования.
Количество детей с особенностями психофизического развития (ОПФР) ежегодно растет (в 2019 году – 166 186; в 2022 – 170 468). Большая часть детей (60%) – имеют легкие нарушения и могут получить коррекционно-педагогическую помощь в пунктах коррекционно-педагогической помощи учреждений дошкольного и общего среднего образования. Для других, у которых структура нарушений уже включает различные особенности, предусмотрено функционирование учреждений специального образования. Их на сегодняшний день в Беларуси 237. Это специальные дошкольные учреждения, специальные школы и центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
Каждый педагог учреждений дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего образования не застрахован от того, что у него в группе, классе в любое время может оказаться обучающийся с теми или иными образовательными потребностями. Поэтому быть готовым к работе с такими обучающимися, сформировать уже у студента профессиональные компетенции в работе с «особенными» людьми очень важная и актуальная задача высшего педагогического образования.
Решать эти вопросы призвана введенная с этого года в учебный план учреждений высшего образования дисциплина «Инклюзивная образовательная практика». В начале ноября на факультете химико-биологических и географических наук успешно прошел семинар-тренинг на тему «Инклюзивное образование: сущность, преимущества, риски. Отечественный и зарубежный опыт» для студентов 3 курса (группа 21-БХ) специальности «Биология и химия» под руководством доцента кафедры психологии, кандидата психологических наук, учителя-дефектолога высшей категории Светланы Владимировны Лауткиной.
Благодаря интерактивным формам работы ребята познакомились с опытом разных стран и Республики Беларусь в области интегрированного обучения и воспитания, инклюзивного образования. В ходе семинара-тренинга использовались разнообразные формы работы: мини-лекция, творческие упражнения и задания, дискуссия, работа с проблемными ситуациями, кейс-технология и др. Семинар-тренинг прошел весело, позитивно, на одном дыхании. Студенты выразили желание и в дальнейшем продолжать такие интерактивные формы проведения занятий. В качестве домашнего задания студенты будут разрабатывать тренинги по работе с обучающимися, их родителями, педагогами инклюзивной тематики.