13-го ноября в Псковском государственном университете стартовал Белорусско-Российский форум «Союзное государство: инклюзивное образование. Центры и технопарки». Студенты и преподаватели ВГУ имени П.М. Машерова во главе с ректором университета Валентиной Богатырёвой принимают участие в мероприятиях форума, инициированного Витебским государственным университетом и Псковским государственным университетом при непосредственном участии и всеобъемлющей поддержке Постоянного комитета Союзного государства, Министерства образования Республики Беларусь и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
Целью форума является обобщение и систематизация инновационного опыта образовательных организаций Союзного государства по созданию и обеспечению инклюзивного образовательного пространства с ориентацией результатов на импортозамещение инклюзивных средств и технологий, а также сопровождение посттравматического стрессового расстройства. Такая тематика впервые поднимается до уровня высшего образования и образования взрослых в течение жизни.
Ректор Витебского государственного университета имени П.М. Машерова Валентина Богатырева:
— В вопросах инклюзивного образования наш университет и Псковский государственный университет связывает четыре года совместной работы. Мы начинали наше сотрудничество с выстраивания общих траекторий, обмена опытом, разработки проектов. В результате сегодня Республика Беларусь представлена на форуме всеми областями нашей страны, активное участие в мероприятиях принимают российские вузы разных регионов. Очень приятно, что нас поддерживают наши губернаторы – Михаил Юрьевич Ведерников и Александр Михайлович Субботин.
За 4 года университетами-партнерами было реализовано около сотни мероприятий. Основные из них:
- Совместная образовательная программа на уровне II ступени высшего образования по специальности «Психология» в рамках экспериментального проекта «Интеграция образовательного пространства посредством внедрения модели сетевой формы взаимодействия»;
- Финансируемый научно-исследовательский проект «Экспертная система поддержки принятия врачебных решений для диагностики злокачественных образований шейки матки с применением нейронных сетей»;
- Сетевая научно-исследовательская лаборатория «Российско-белорусский центр комплексного изучения проблем региональной безопасности» для проведения совместных научных исследований;
- Сетевая научно-образовательная лаборатория «Российско-белорусский центр изучения Второй мировой войны».
- Ежеквартальное издание Российско-белорусского научного сетевого журнала «Метаморфозы истории».
- В рамках договоров на регулярной основе проводятся летние практики, стажировки преподавателей и магистрантов ВГУ имени П.М. Машерова в рамках программы «Образование и молодежная политика».
В 2023 году взаимодействие расширено до Консорциума «Белорусско-Российский университетский союз «ВМЕСТЕ», целью которого стало формирование единого научно-образовательного пространства и развития молодежной политики через расширение межвузовского сетевого взаимодействия.
Следует отметить, что 2022 г. ознаменован идеей создания Российско-белорусского технопарка приграничных регионов «Центр инклюзивного образования» в рамках Проекта Союзного государства. Свежий взгляд приобрел для научного сообщества подход к категории «инклюзия» как к международно-признанному инструменту реализации прав людей с особыми потребностями и возможностями, принимая во внимание их широкое разнообразие от психофизических особенностей здоровья, до склонностей к научным исследованиям, творческим и спортивным проявлениям.
«Я уверена, что сегодняшний форум станет не только первым этапом к созданию Российско-белорусского технопарка приграничных регионов «Центр инклюзивного образования», но и важным подтверждением готовности ВГУ имени П.М. Машерова и Псковского государственного университета к реализации столь масштабной инициативы, стратегической целью которой является создание в приграничных регионах Республики Беларусь (Витебская область) и Российской Федерации (Псковская область) единого инновационного инклюзивного научно-технического комплекса с полноценными условиями для получения высшего и дополнительного образования лицами с особыми индивидуальными потребностями и возможностями, а также для подготовки высококвалифицированных специалистов по организации и сопровождению инклюзивного образовательного процесса. Мы уже сейчас готовы к разработке и внедрению инновационной научно-методологической, ресурсной и технической инфраструктуры, обеспечивающей целенаправленную согласованную деятельность государств по предоставлению равного доступа к получению образования всем гражданам, поддержке незащищенных слоев населения и развитию новых компетенций человеческого потенциала регионов», – подчеркнула Валентина Богатырёва.
На протяжении 3-х дней учёные из Республики Беларусь и Российской Федерации обменяются лучшими практиками в сфере инклюзивного образования, а студенты в рамках «Акселератора социальных инициатив» пообщаются с экспертами, научатся генерировать проектные идеи и защитят разработанный за время форума социальный проект.