На площадке Псковского государственного университета завершился Белорусско-Российский форум «Союзное государство: инклюзивное образование. Центры и технопарки». Мероприятие, которое прошло с 13-го по 15-го ноября, собрало более 200 участников из более чем 20 регионов двух стран. Представители Постоянного Комитета Союзного государства, Министерства образования Республики Беларусь и Минобрнауки России, научных организаций и промышленных предприятий, а также сотрудники и студенты белорусских и российских вузов впервые обсудили проблемы и перспективы инклюзивного высшего образования на международном уровне в контексте исследовательской и технологической повестки. Масштабная делегация ВГУ имени П.М. Машерова в составе руководства университета, преподавателей и студентов на протяжении 3-х дней была вовлечена во все мероприятия форума.
По программе форума состоялись пленарные заседания, дискуссии, 11 секционных заседаний. Участники рассмотрели вопросы, связанные с процессами интеграции научно-образовательной политики в рамках Союзного государства: создания единых треков изменений, унификации требований и мер государственной поддержки по формированию инфраструктуры обеспечения инклюзивного образовательного процесса в Беларуси и России. Гости познакомились с актуальным состоянием и практическим опытом развития инклюзивного образования на примере деятельности образовательных организаций двух стран.
– Совсем недавно, еще в 2022 году, мы только начинали говорить о создании Российско-Белорусского технопарка по инклюзивному образованию на приграничных территориях Псковской и Витебской областей. И сегодняшний форум – это первый серьёзный шаг к реализации вот этого огромного и масштабного проекта. Нужна всегда площадка для общения профессионалов, где они смогут определить направление развития и, самое главное, сделать тот необходимый концепт, который позволит реализовать все эти задумки, - отметила ректор ВГУ имени П.М. Машерова Валентина Богатырёва.
В рамках форума состоялось открытое заседание Федерального учебно-методического объединения ВО «Образование и педагогические науки» на тему «Формирование инклюзивных компетенций у педагогов при реализации ФГОС 4-го поколения», на котором были проанализированы эффективные технологии для обеспечения инклюзивного образовательного процесса и системного научно-исследовательского взаимодействия по поиску, обоснованию и апробации продуктов в сфере инклюзии и посттравматического стрессового расстройства. В процессе обсуждения условий образования и социализации детей с особыми потребностями специалистами рассматривался феномен одарённости, а также новые коммуникационные стратегии и практики в высшей школе.
Важной частью форума стала выставка актуальных и значимых для развития системы образования инновационных разработок, специальных технических средств и ИКТ-продуктов для высшего инклюзивного образования.
Кроме того, ежедневно работала площадка студенческого акселератора социальных идей, на которой международные молодежные команды разрабатывали инклюзивные проекты, которые могут быть реализованы при грантовой поддержке.
По результатам трехдневной работы участники Форума согласовали общую позицию в понимании основных направлений и задач дальнейшего развития инклюзивного образования в Республике Беларусь и Российской Федерации, выработали общие рекомендации. В их числе - предложение разработать единую концепцию Союзного государства по вопросу выстраивания инклюзивной образовательной вертикали и реализовать систему мероприятий по обеспечению профподготовки и переподготовки педагогов и администрации образовательных организаций для работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью на уровне двух стран.
В общей резолюции обоснована необходимость проектирования и запуска Технопарка инклюзивного образования Союзного государства, а также обмена инновационными ИКТ-продуктами для высшего инклюзивного образования между регионами двух стран. С целью усовершенствования подготовки преподавателей системы инклюзивного образования и обмена актуальным опытом рекомендовано создать ежегодную стажировочную площадку Союзного государства. Отмечается важность унификации нормативных требований в вопросах организации доступной среды в Беларуси и России.
В итоговой резолюции форума также озвучивается предложение запланировать и провести совместную олимпиаду обучающихся с особыми потребностями из Республики Беларусь и России, рассмотреть возможность организации всероссийского форума студенческих объединений, реализующих практики в сфере инклюзии.
- Уверены, что такие встречи должны стать регулярными, - подчеркнули организаторы. - Идеи и предложения, озвученные на площадке форума, будут содействовать развитию инклюзивного образования, усилят третью миссию вузов в отношении формирования инклюзивных ценностей на территориях Союзного государства, помогут обеспечить выход белорусского и российского образования на качественно новый уровень развития.
Напомним, форум проводился Псковским государственным университетом совместно с Витебским государственным университетом имени П.М. Машерова при поддержке Постоянного комитета Союзного государства, Министерства образования Республики Беларусь и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в рамках мероприятий Российско-Белорусского университетского консорциума «ВМЕСТЕ».
Информация подготовлена по материалам
пресс-службы Псковского государственного университета