Сообщить об ошибке
Выделенный фрагмент:
Научно-исследовательская деятельность педагогического факультета осуществляется в рамках выполнения НИР «Имплементирование инновационных подходов к обучению в условиях современной гуманитарной образовательной парадигмы», которая была зарегистрирована в Государственном Комитете по науке и технологиям Республике Беларусь 10.02.2021 года (№ 20210114).
Кафедра музыки реализует следующее направление: «Научно-методические основы подготовки педагога-музыканта с позиций методологии полихудожественного подхода», цель которого – разработка и теоретическое обоснование научно-методических основ подготовки педагога-музыканта с позиций методологии полихудожественного подхода.
Обязательным, по нашему мнению, является решение следующих задач:
В качестве ожидаемых результатов нам видится методическое обеспечение учебных дисциплин специальности «Музыкальное искусство, ритмика и хореография» с позиций подготовки педагогов-музыкантов. Ожидаемые результаты разработки научной темы заключаются в создании соответствующего методического обеспечения учебных дисциплин специальности «Музыкальное искусство, ритмика и хореография»: «Методика музыкального воспитания», «История музыкального образования», «Основы музыкальной грамоты», «История музыки», «Вокал», «Дирижирование», «Музыкальный инструмент», «Практикум по музыкально-педагогическому репертуару», «Хор и практикум работы с хором», «Основы хороведения и методика работы с детским хором», «Музыкально-ритмическое воспитание», «Основы композиции и методика работы с детским хореографическим ансамблем», «Современный танец и методика его преподавания», «Народный танец и методика его преподавания», «Классический танец и методика его преподавания», «Музыкальная информатика», «Проектная деятельность в информационно-образовательной среде XXI века», «Музыкально-педагогическое проектирование» и др. Следует отметить, что все студенты, независимо от базового образования (музыкальный колледж, колледж искусств или общеобразовательная школа) в равной степени изучают вышеперечисленные дисциплины, а выпускники получают квалификацию «Педагог-музыкант. Преподаватель».
На кафедре музыки работают: кандидат педагогических наук, профессор – Галина Владимировна Ананченко, доктор педагогических наук, доцент – Полякова Елена Степановна, кандидат педагогических наук, доцент – Сергей Андреевич Карташев, кандидат педагогических наук, доцент – Сусед-Виличинская Юлияна Самсоновна, кандидат педагогических наук – Денисова Иоланта Васильевна.
Серьезным научным и научно-методическим обеспечением разработки темы НИР «Имплементирование инновационных подходов к обучению в условиях современной гуманитарной образовательной парадигмы» стали выполняемые в ее контексте диссертационные исследования.
В контексте общефакультетского научно-исследовательского направления доцент кафедры музыки Е.А. Кущина завершает работу над диссертационным исследованием по проблемам развития образных представлений у учащихся младших классов в процессе интерпредметного синтеза на уроках (научный руководитель – доктор педагогических наук, доцент Б.О. Голешевич). Близится к завершению анализ вопросов педагогического проектирования вокально-хорового творчества младших школьников в кандидатской диссертации Т.В. Оруп, выполняемой также под руководством доктора педагогических наук, доцента Б.О. Голешевича (МГУ имени А.А. Кулешова
В начале трудного, но увлекательного пути научных изысканий находятся молодые исследователи – преподаватели факультета.
Под руководством доктора педагогических наук, доцента И.А. Малаховой (БГУКИ) Е.В. Корытько продолжает анализ вопросов становления и развития музыкально-педагогического образования Витебского региона (на примере ВГУ имени П.М. Машерова). К.В. Пилецкая рассматривает основные концепции хореографического образования в контексте развития художественной культуры Беларуси XX-XXI вв. (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент Н.В. Карчевская (БГУКИ). Н.А. Кручковская под руководством доктора педагогических наук, профессора Е.С. Поляковой (БГПУ им. М. Танка) анализирует профессиональную готовность будущего педагога-музыканта конструктивно преодолевать воздействие внешней социокультурной среды (на основе формирования внутриличностных регулятивов).
Доцент кафедры музыки И.В. Денисовав 2021 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Развитие музыкального образования в Витебской губернии (вторая половина XIX – начало ХХ века». Ей присвоена учёная степень кандидата педагогических наук.
Результатом работы над исследованием проблем, находящихся в русле общефакультетского научного направления, стали следующие учебные и учебно-методические издания:
Серьезным вкладом в реализацию исследований, которые осуществляются в рамках поставленных научно-практических задач, является подготовка монографий:
В 2021 году был заключен договор с членом Союза художников Беларуси, мастером народных промыслов (ремесел) культурно-исторического комплекса «Золотое кольцо города Витебска “Двина”» Л.Н. Ковальчук на выполнение научно-исследовательской работы по теме «Сохранение историко-культурного наследия: витебская майолика» на хоздоговорной основе. Руководитель научного коллектива ‒ доцент кафедры музыки, кандидат педагогических наук И.В. Денисова, исполнители: кандидат искусствоведения, доцент О.М. Жукова, кандидат филологических наук, доцент О.В. Данич, кандидат педагогических наук, доцент С.А. Карташев, старший преподаватель Н.А. Карпенко, студентка 1 курса Е.А. Данилюк.
В рамках договора с ГУ «Санаторий «Боровое» УПД Республики Беларусь выполнялась научно-исследовательская работа «Разработка и научно-методическое обоснование теоретических и практических аспектов эффективной анимационной деятельности в санаторно-курортном учреждении» (руководитель научного коллектива ‒ доцент кафедры музыки, кандидат педагогических наук И.В. Денисова, исполнители: кандидат педагогических наук, доцент С.А. Карташев, кандидат искусствоведения, доцент О.М. Жукова, доцент кафедры музыки Е.А. Кущина). Также был реализован хозрасчетный договор «Исследование взаимосвязи эффективности предпринимательской деятельности от социально-психологических характеристик человека».
Инновационная деятельность предполагает внедрение результатов научно-исследовательской работы в практику учебно-воспитательного процесса. Апробация результатов научного исследования происходит в форме обсуждения на различных мероприятиях, в числе которых можно отметить Международную научно-методическую конференцию «Образование в изменяющемся обществе: новый взгляд на теорию и практику (Девятые Лозинские чтения)» (РФ, г. Псков), Международный научно-просветительский форум «Русское слово как феномен духовности в славянской лингвокультуре пограничья» (РФ, г. Новозыбков), II Международный конгресс «Языковая политика стран Содружества Независимых Государств (СНГ)» (Казахстан, г. Алма-Ата), XIV Международную научную конференцию «Языковые категории и единицы: синтагматический аспект» (РФ, г. Владимир), Международную научную конференцию «Славофраз-2021» (Республика Беларусь, г. Гомель) и т.д.
Особую роль в формировании и развитии научного потенциала педагогического факультета играет организация исследовательской работы студентов, основной формой участия в которой традиционно являются научные кружки.
В студенческие научные кружки, которые действуют при всех кафедрах факультета, ежегодно приходят студенты, которые заинтересованы в научных исследованиях. Члены научно-исследовательского кружка «Гармония» становятся авторами наиболее актуальных и практически значимых дипломных проектов, победителями и участниками Республиканских конкурсов научных работ студентов. Так, по результатам 2020 гола работы четверых студентов факультета получили 1-ю категорию, трое – 2-ю. Такими высокими стали результаты 2021 года – практически все работы, принявшие участие в конкурсе (а их 16!), заслужили высокую оценку экспертных комиссий.
Среди наиболее знаковых побед наших студентов можно отметить следующие:
Серьезной площадкой для испытания своих сил и способностей в области научных исследований стала ежегодная студенческая конференция «Мир детства в современном образовательном пространстве», по итогам которой издается сборник научных статей. На пленарном заседании этой научно-практической конференции, проводимой в рамках Недели педагогического факультета, происходит награждение победителей и номинантов конкурса «Сердце отдаю детям».
Таким образом, организация научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов педагогического факультета осуществляется в русле самых актуальных проблем отечественной и мировой теории и практики педагогического образования. Можно утверждать, что итогом усилий всего коллектива становится научный продукт, ценный и востребованный для образовательного процесса как высших учебных заведений, так и учреждений дошкольного и общего среднего образования.
Адрес: 210026, г. Витебск, ул. Чехова, 11/44.
Телефон: +375 (212) 26-25-19
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кафедра музыки основана в августе 2010 года путем объединения двух кафедр: «кафедры теории музыки и музыкального инструмента» и «кафедры хорового дирижирования и вокала».
В настоящее время на кафедре трудятся высококвалифицированные специалисты: заведующий кафедрой, кандидат педагогических наук, доцент – Сергей Андреевич Карташев, доктор педагогических наук, доцент – Полякова Елена Степановна, кандидат педагогических наук, профессор – Галина Владимировна Ананченко, кандидат педагогических наук, доцент – Сусед-Виличинская Юлияна Самсоновна, кандидат педагогических наук – Денисова Иоланта Васильевна.
Усилия кафедры музыки направлены на совершенствование подготовки будущего учителя, на создание инструментария, пространства профессионального и личностного роста будущего педагога, достижение главного результата – повышение качества образовательного процесса и развитие профессиональных компетенций выпускника как интегрированного результата образования в вузе.
Члены кафедры – постоянные участники международных и республиканских научных конференций. Результаты научных исследований опубликованы в сборниках научных трудов, учебно-методических пособиях, материалах конференций, тезисах докладов.
Кафедра музыки осуществляет подготовку студентов по специальности:
Дневная форма получения образования (срок обучения 4 года):
- Музыкальное искусство, ритмика и хореография (Квалификация: педагог-музыкант. Преподаватель).
Заочная форма получения образования (сокращенный срок обучения 4 года):
- Музыкальное искусство, ритмика и хореография (Квалификация: педагог-музыкант. Преподаватель).
С 2023 года осуществляется подготовка по специальности «Музыкальное образование» с присвоением квалификации «Педагог-музыкант. Преподаватель».
Дневная форма получения образования (срок обучения 4 года)
Заочная форма получения образования (сокращенный срок обучения 4 года)
Магистратура:
- Художественно-эстетическое образование (профилизация Музыкальное искусство)
Кафедра музыки представляет собой динамично развивающийся творческий коллектив с активной жизненной позицией, успешно решающий задачу подготовки кадров для системы образования и культуры.
Кафедра музыки имеет два филиала: на базе ГУО «Гимназия №8 г. Витебска» и ГУО «Гимназия №3 г. Витебска».
КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ ФИЛИАЛА КАФЕДРЫ МУЗЫКИ:
Кадровый состав, обеспечивающий организацию деятельности филиала кафедры музыки:
Специальности, по которым осуществляется учебно-методическое сопровождение на филиалах кафедры:
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЛИАЛА КАФЕДРЫ МУЗЫКИ:
Учебная работа:
Научно-инновационная деятельность:
Организационно-методическая, консультационная
Воспитательная
Профориентационная
Воспитательная работа кафедры музыки осуществляется как на занятиях, так и во внеучебное время. Ряд преподавателей кафедры являются кураторами академических студенческих групп. Ведется активная концертная деятельность студентов в общеобразовательных учреждениях образования г.Витебска, области и в ближнем зарубежье.
Адрес: 210038, г. Витебск, пр-т Московский, 33.
Телефон: (+375 212) 37-49-59 (приемная ректора)
Факс: (+375 212) 37-49-59
E-mail: info@mail-vsu.by