21 марта в клубе «Контроверза» при кафедре философии и социальных наук состоялась дискуссия на тему «Постправда: новая «достоверность». В полемике приняли участие студенты 40 и 20 групп ФГиЯК, а также преподаватели кафедры философии Сибирского Федерального Университета (СФУ): зав.каф., профессор Кудашов В.И., профессор Пфаненштиль И.А., профессор Яценко М.П., доц. Илларионов Г.А., доц. Молодых Л.Л. и др.
Проблемное поле диспута:
- Проблема концептуализации термина «постправда» и соотношения понятий «истина», «правда», «постправда».
- Связь между постмодернизмом и наступлением эпохи постправды.
- Верификация информации и отличие фактологических данных от фейков.
Модератором дискуссии выступила доцент кафедры философии и социальных наук, кандидат педагогических наук Елена Эдвардовна Рудковская.
Студент 4 курса факультета гуманитаристики и языковых коммуникаций Илья Кузнецов подчеркнул, неологизм «постправда» обладает отрицательными коннотациями, фиксирует преобладание субъективных элементов в продвижении медийного контента; снижение убеждающей силы фактов и аналитических выводов по сравнению с готовыми интерпретациями.
Студент 2 курса Сергей Стрельцов на многочисленных примерах показал, как современные СМИ конструируют фейковые новости, и какие сайты помогут осуществить «фактчетинг», проверив на достоверность фото и видеоматериалы. Его выступление дополнила четверокурсница Диана Маевская, которая акцентировала внимание на маркерах, указывающих на ложность информации.
Студенты постарались выявить факторы, которые привели к наступлению эпохи постправды, одним из которых можно считать постмодерн, предельно подозрительный к абсолютной истине, исходящий из множественности репрезентаций истины и радикального релятивизма. Постмодерн распыляет истину, субъективизирует и виртуализирует правду.
Российская сторона дискуссии обратила внимание на появление феномена постправды как продукта западной культуры, была показана специфика понимания философемы «правда» в русской культуре, подчеркнута роль учителя не только как транслятора знаний, но как субъекта воспитания подрастающих поколений.