Календарь событий

 

Традиционно накануне Дня учителя были подведены итоги конкурса профессионального мастерства «Учитель года Республики Беларусь – 2023». На протяжении практически года за звание лучшего учителя страны боролись 56 участников из разных уголков нашей Родины. В суперфинал вышли 8 человек, а победу одержал Сергей Шаминский (в номинации «Музыка, изобразительное искусство, трудовое обучение, черчение, физическая культура и здоровье, допризывная подготовка»).

ОО

Сергей Михайлович – учитель изобразительного искусства Довской средней школы Рогачевского района и, что особенно важно для нас, выпускник художественно-графического факультета ВГПИ имени С.М. Кирова (сегодня – ВГУ имени П.М. Машерова). Он рассказывает читателям газеты «Мы і час» о своем студенчестве, профессиональном мастерстве и, конечно, о победе в конкурсе.

– Сергей Михайлович, откуда у вас любовь к рисованию?

– Это увлечение родом из детства. А благодаря маме сохранились мои рисунки даже того периода, когда я ходил в детский сад! В архиве есть и студенческие работы, которые я часто использую на своих уроках, когда мы проходим ту или иную тему. Я очень рад, что в свое время учился именно на худграфе ВГПИ, где получил настоящее образование, ставшее фундаментом всей жизни.

Знаете, есть такие жизненные этапы, которые навсегда остаются в памяти, и такие места, куда всегда хочется вернуться, хотя бы во сне. У меня такой отпечаток оставили в душе деревня, где я провел детство, служба в армии и витебский художественно-графический факультет. Я не знаю, как он выглядит сегодня, наверняка, там все очень изменилось (Сергей Шаминский не был в университете с 1997 года – прим. автора), но во сне нередко я хожу по знакомым со времен студенчества коридорам и заглядываю в аудитории…

7 8

– Чем вам запомнились студенческие годы на худграфе?

– Это было замечательное время! С одной стороны, это учебные занятия, кружки, просмотры работ, выставки… С другой – активная общественная и культурная деятельность. Я был председателем профбюро факультета, в связи с этим у меня было немало дополнительных обязанностей. Например, напомню, что речь идет о конце 80-х годов, мне нужно было раздавать талоны на продукты и другие товары студентам через профоргов групп, затем собирать обратно деньги или талоны. К сожалению, общественные поручения нередко приходилось выполнять во время пар, пропускать занятия было очень жалко. Хотя, честно признаюсь, я все успевал, и мои работы часто отбирались в фонд факультета.

Были и курьезные случаи. Первая совместная с однокурсниками студенческая выставка, проходившая в кинотеатре «Спартак», началась для меня неожиданно. Одна из трех работ, которые я представил, была украдена неизвестными лицами прямо из кинотеатра еще до открытия экспозиции. К сожалению, зрители ее так и не увидели.

Кстати, когда я был на пятом курсе, преподаватель Валерий Константинович Лебедко принес мне мои работы за предыдущие годы учебы и предложил их перефотографировать у Ильи Михайловича Терентьева, который в то время в главном корпусе вел фотокружок. Илья Михайлович посоветовал мне переснять работы самому, т.к. я длительное время занимался у него в фотокружке и даже получил документ, что могу руководить таким объединением по интересам. Я все отснял на специальную пленку МЗ-3Л, проявил ее и отнес В.К. Лебедко. Он, просмотрев фотоматериал, прокомментировал: «Вот Ильюша – вот молодец, сразу видно, что мастер фотографировал!». Я не стал ему возражать. Он вернул мне рисунки, взяв себе фотопленку. Я очень признателен Валерию Константиновичу, что благодаря ему сохранились многие мои графические работы.

Вместе с ними в альбоме я храню билеты на различные мероприятия, которые проходили в главном корпусе института. К примеру, нам, студентам, довелось встретиться и пообщаться с великими актерами советского кино: Татьяной Лавровой, Виталием Соломиным, Николаем Еременко и другими. Их автографы я бережно храню до сих пор.

3 4

В глазах детей и молодежи педагог – это пример. А кто из преподавателей худграфа в свое время был примером для вас?

– Практически все преподаватели легко могли установить контакт со студентами, не только мастерски преподносили материал, но и оставались при этом хорошими людьми. Хотелось бы вспомнить кураторов П.П. Анащенко и И.И. Колодовского (после первого курса Сергей Шаминский с однокурсниками ушел служить в армию на два года, потом они вернулись на второй курс, но уже в другую группу, отсюда и два куратора – прим. автора), а также педагогов: И.П. Хитько, С.Х. Долматова, В.И. Коваленко, В.В. Куленёнка, В.Ф. Железнякова, Л.М. Цыбульского и многих других. Я благодарен всему педагогическому коллективу худграфа за то, что получил художественное и педагогическое образование, что стал учителем и могу передать подрастающему поколению свои знания и навыки.

Приведу один пример. Сегодня педагогу не рекомендуется работать в альбоме учащегося. А я вспоминаю, как наш куратор на первом курсе подошел ко мне и в углу моей работы показал, как правильно наносить штриховку. И я, глядя на этот образец, не только смог сделать штриховку на всем листе формата А1, но и запомнить принцип на всю жизнь. Этому меня и научили на худграфе: надо сделать один волшебный штрих, благодаря которому ученик сможет стать мастером.

Кстати, уже получив диплом об окончании института, мы с одногруппником еще почти месяц жили в общежитии: старались где-то подзаработать, применив свои художественные способности, иногда гуляли по городу, продолжали наведываться на родной факультет – уж очень не хотелось уезжать. Я даже подходил к В.П. Климовичу (тогда декан ХГФ – прим. автора), спрашивал, можно ли поступить на худграф еще раз, так хотелось еще поучиться и, казалось, что пяти лет явно мало!

5 6

– Говорят, что настоящий студент лишь тот, кто жил в общежитии…

– Полностью согласен. На втором курсе нас заселили на третий этаж общежития по адресу Фрунзе, 33. Мы, худграфовцы, жили одной семьей, вместе отдыхали, готовили еду, поддерживали друг друга, ходили в гости, отмечали праздники… Да что говорить, по коридорам ребята, которые занимались зимними видами спорта, катались на лыжах! В то время само общество было более семейного типа. К сожалению, современным детям этого чувства коллективизма, наверное, не достает.

– В одном из интервью вы отмечали, что после завершения обучения вам предлагали остаться в институте, но вы решили вернуться в родную деревню.

– Если честно, во время учебы в институте я даже не задумывался о том, что буду работать учителем. Мне, как и многим, казалось, что мы станем известными художниками. Но на четвертом курсе я проходил педагогическую практику в своей родной школе, и директор, оценив мою работу, сказал: «Только к нам».

В институте мне действительно предлагали остаться, поступить в аспирантуру и преподавать, как и во время службы в армии, рекомендовали подать документы в высшую партийную школу при ЦКВЛКСМ в Москве. Наверное, я человек домашний, деревенский, потому отказался от всех предложений и вернулся домой. Кто-то же должен учить детей в деревне. За годы работы настолько прикипел к детям и работе, что уже 33 года тружусь в родной школе. Веду занятия не только по изобразительному искусству, но и черчение, технический труд, отечественную и мировую художественную культуру. Также один раз в неделю преподаю в соседней Серебрянской базовой школе.

Кстати, мой друг и одногруппник Володя Васильев остался на витебском худграфе, работал в качестве преподавателя. Я приезжал потом к нему несколько раз, приходил в институт и смотрел, как работают студенты на занятиях.

– Почему вы решили принять участие в конкурсе «Учитель года Республики Беларусь»?

– Впервые я принимал участие в этом конкурсе в 2017 году, но тогда пришлось сойти с дистанции по причине травмы. В 2020-м я был в составе инициативной группы участника от нашего региона, а в 2022 году мне в школе предложили все-таки «добить» этот конкурс.

Могу сказать, что участвовать в нем – непросто. Я как-то посчитал, что с ноября 2022 года по октябрь 2023-го прошел свыше 32 испытаний: выступления перед общественностью, уроки в незнакомых классах и школах, проведение мастер-классов в различных городах… Нужны были идеи, тексты – все это придумывалось по ночам, за этот год грань между днем и ночью просто стерлась!

Этому конкурсу я отдал все и даже больше. Лучше всех об этом знает моя семья и, в первую очередь, жена Татьяна, которая всегда была рядом, выступала первым слушателем и критиком, вместе со мной учила стихи и песни… За это я очень ей благодарен.

– Как вы считаете, что помогло вам победить?

Я делал все добросовестно и искренне. Не думал, что дойду до финала и одержу победу. Когда ты честен перед конкурсом, самим собой и людьми, которые в тебя верят, тогда все и получается.

Хочу заметить, что эта победа – не моя единоличная, а сотен, может быть, тысяч людей, которые поверили в меня. Проведение данного конкурса доказывает, что профессия учителя по-прежнему актуальна и востребована.

– Вы работаете в одной школе более тридцати лет. Никогда не было мысли что-то поменять, уйти из профессии или, например, переехать из агрогородка в районный или областной центр?

– Я люблю свою работу и детей, потому таких мыслей у меня не возникает. Интересно, что когда в рамках конкурса я проводил уроки в разных городах нашей страны, то учащиеся удивлялись, что я являюсь сельским учителем. Мое же твердое убеждение, что не всем надо стремиться в город, нужно беречь деревенскую школу – это то, что поможет деревне сохраниться.

2 1

– Какими качествами, с вашей точки зрения, должен обладать современный учитель и как найти подход к детям?

– Мне кажется, что личная мотивация и заинтересованность в предмете помогут начинающему специалисту стать настоящим педагогом в будущем. Из человеческих качеств я бы наделил хорошего учителя добротой и искренностью, очень важно, несмотря на различные ситуации, которые возникают, не озлобиться, не стать агрессивным, сохранить в себе человечность.

К сожалению, в начале 2000-х годов компьютеры, а сейчас мобильные телефоны, образно говоря, «украли» наших детей из школы. Очень важно их «вернуть» обратно, а для этого они должны видеть заинтересованного учителя. Мне лично помогает еще и то, что в душе я по-прежнему остаюсь ребенком. Ученики это понимают, и мы легко находим общий язык.

– Из нашего разговора видно, что в первую очередь вы учитель, педагог… А как же творческая деятельность?

– Главный посыл худграфа – это творчество, потому, конечно, оно всегда со мной рядом. Я продолжаю заниматься графикой, частично живописью, деревообработкой, росписью природных и искусственных объектов. А еще вот уже 13 лет увлекаюсь росписью перьев, меняя и деформируя их форму, чтобы превратить в те объекты, которые изображаю.… Все это, безусловно, несу в школу, чтобы показать детям, вдохновить их, сделать что-то вместе. Как результат – каждый месяц в школе я организовываю выставки ученических работ, специально рисую афишу, продумываю экспозицию…

Что касается меня лично, то за прошедшие годы неоднократно проходили персональные выставки как у нас в регионе, так и за границей. Сейчас пытаюсь заняться систематизацией и каталогизацией своих и ученических работ.

– Сергей Михайлович, спасибо за содержательную беседу. Новых профессиональных успехов и открытий, творческих поисков и интересных находок, благодарных учеников, здоровья и вдохновения.

– Спасибо. А от меня большой привет и наилучшие пожелания всему художественно-графическому факультету. Для меня это высшая школа образования, которой я всегда буду благодарен!

Алеся Дубровская.
Фото из архива респондента.

ГодКачества ОрганамТорговли100ЛетВ2 Юбилей105Лет МолодежьПротивНаркотиков ПравовойФорум МолодежьБеларуси
ПатриотБу АбитуриентБу ВитебскиеВести РейтенговаяОценка qr code 3 ПравоБу СтадиИнБу
Трудоустройство ЭкспортБу Витьбичи

Витебский государственный университет имени П.М. Машерова

home Адрес: 210038, г. Витебск, пр-т Московский, 33.

phone Телефон: (+375 212) 37-49-59 (приемная ректора)

printer Факс: (+375 212) 37-49-59

comment E-mail: info@mail-vsu.by

Социальные сети:

© Учреждение образования "Витебский государственный университет имени П.М. Машерова"