Филиал кафедры инклюзивного образования создан и функционирует на базе ГУО «Специальная школа № 26 г. Витебска» с 27.07.2015 года.

Заведующий филиалом: старший преподаватель кафедры инклюзивного образования Швед Мария Войтеховна.

 Основная задача филиала кафедры инклюзивного образования – долгосрочное научно-исследовательское и учебно-методическое сотрудничество кафедры инклюзивного образования и ГУО «Специальная школа № 26 г. Витебска», направленное на совершенствование качества практической подготовки специалистов, максимально адаптированных к практической профессиональной деятельности, развитие академических, социально-личностных и профессиональных компетенций студентов путем объединения сил профессорско-преподавательского состава кафедры и специалистов ГУО «Специальная школа № 26 г. Витебска», на базе которой создан филиал.

Основные направления деятельности филиала кафедры инклюзивного образования

  1. Учебная работа, предполагающая: проведение практических и лабораторных занятий, обеспечение взаимодействия студентов с профессиональной средой; организацию учебной и производственных практик студентов; - координацию учебной работы студентов при подготовке курсовых работ, дипломных проектов и магистерских диссертаций; закрепление на практике знаний, умений, навыков, полученных обучающимися в ходе образовательного процесса.
  2. Научно-инновационная деятельностьвключающая: вовлечение студентов в совместные исследования и научную деятельность; организацию совместных научных семинаров, конференций, круглых столов с привлечением студентов, преподавателей кафедры коррекционной работы и педагогов ГУО «Специальная школа № 26 г. Витебска»; подготовку публикаций научного и практического характера по результатам совместной научно-исследовательской деятельности; обмен консультациями, опытом научной и практической деятельности.
  3. Методическая и консультационная деятельность, обеспечивающая: подготовку к изданию учебно-методического пособий по организации и содержанию деятельности учителей-дефектологов в учреждениях образования различного типа; участие студентов и преподавателей кафедры коррекционной работы в работе методических объединений учителей-дефектологов г. Витебска и Витебской области (по запросу учреждений образования); консультативную помощь специалистам системы образования Витебска и Витебской области в подготовке публикаций и выступлений на научно-практических конференциях и семинарах; пополнение методическими материалами кабинета филиала кафедры в помещении ГУО «Специальная школа № 26 г. Витебска»; оказание консультативной и методической помощи педагогическим работникам при комплектовании и распределении педагогической нагрузки в классах, группах интегрированного обучения и воспитания, инклюзивных классов, составлении индивидуальных учебных планов и программ.
  4. Воспитательная деятельность, предполагающая: организацию и проведение праздников и досуговых мероприятий с учащимися ГУО «Специальная школа № 26 г. Витебска»; распространение профориентационной информации среди абитуриентов и учителей-дефектологов г. Витебска и Витебской области.

Практико-ориентированное обучение на филиале кафедры инклюзивного образования направлено на приобретение будущими учителями-дефектологами, помимо знаний, умений и навыков, существенного опыта практической деятельности для становления профессионально и социально значимых компетенций.

Инновационные проекты, реализуемые на филиале кафедры инклюзивного образования

  1. НИР «Психолого-педагогические ресурсы эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса», 2016-2020 гг. (№ГР 20162812, 02.08.2016, ГУ «БелИСА», научная тема ПФ). Научный руководитель – декан ПФ, канд.пед.наук, доцент Шарапова И.А. Исполнители – преподаватели кафедры, магистранты.
  2. Научный проект Министерства образования и науки Российской федерации (по государственному заданию) № 27.2617.2017/4.6 - совместно с НовГУ имени Ярослава Мудрого. Исполнители – Бумаженко Н.И., Швед М.В.
  3. Проект «Инклюзивное пространство «Мир без границ» с целью создания инклюзивного пространства в г. Витебске для лиц с особенностями психофизического развития и детей – сирот через организацию их досуговой деятельности, развитие коммуникативных навыков и воспитание культуры досуга. Руководитель проекта – Швед М.В., старший преподаватель кафедры коррекционной работы.

Юридический адрес ГУО «Специальная школа № 26 г. Витебска»: 210608, г. Витебск, ул. Чапаева, д.29.

Телефон/факс: 80212633063, 80212633056

Адрес электронной почты: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Веб – сайт: https://vsp26vitebsk.schools.by/

9f HMqoPfuU ErfD2kyUoes
NahjIAfAlfw URHPFjws2Tk
photo 2019 12 05 10 09 20 photo 2019 12 05 10 19 10
z9f0RjZk0 s ZY5n5Jxkayw

Адрес: 210026, г. Витебск, ул. Чехова, 11/44.
Телефон: +375 (212) 26-25-19
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Кафедра инклюзивного образованиясоздана в 2007 году.

Первым заведующим кафедры была кандидат педагогических наук, профессор Минаева Вера Михайловна, с августа 2008 г. кафедрой заведовала кандидат педагогических наук, доцент Шарапова Инна Анатольевна., с февраля 2009 г. во главе кафедры встал кандидат философских наук, доцент Мурашкин Анатолий Иванович, с 1 апреля 2010 г. кафедрой руководит кандидат педагогических наук, доцент Бумаженко Наталья Ивановна.

корр. работа

Кафедра осуществляет подготовку по следующим специальностям:

Дневная форма получения образования (срок обучения – 4 года):

  • Олигофренопедагогика (Квалификация: Олигофренопедагог. Преподаватель)

Заочная форма получения образования (полный срок обучения 5 лет):

  • Олигофренопедагогика (Квалификация: Олигофренопедагог. Преподаватель)

Магистратура:

  • Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) Профилизация: Теория и методика коррекционной работы

С 2023 года осуществляется подготовка по непрерывной образовательной программе высшего образования по специальности

«Специальное и инклюзивное образование» с присвоением квалификации «Специальный педагог. Магистр». Профилизация – Олигофренопедагогика.

Дневная форма получения образования (срок обучения – 5 лет);

Заочная форма получения образования (срок обучения – 6 лет).

Основная миссия кафедры обеспечение подготовки высококвалифицированного конкурентоспособного специалиста, обладающего знаниями в области инклюзивной образовательной практики, владеющего эффективными коррекционно-образовательными технологиями, способного проектировать собственное профессиональное развитие.

В учебно-методической работе кафедра демонстрирует качественную подготовку специалистов, внедряет информационные и здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс ВГУ имени П.М.Машерова, создает учебные и учебно-методические пособия для студентов, плодотворно сотрудничает с учреждениями образования как Витебского региона, так и за его пределами.

Связь науки с практикой проявляется в успешном функционировании филиала кафедры коррекционной работы на базе государственного учреждения образования «Специальная школа №26 г. Витебска», где студенты специальностей «Олигофренопедагогика» и «Специальное и инклюзивное образования» не только проходят учебную и производственную практики, но и отрабатывают профессиональные компетенции на лекционных, практических и лабораторных занятиях.

В целях реализации программ академической мобильности, осуществлялся обмен студентами I и II ступеней получения высшего образования с ФГБОУВО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого», ГОУВО Московской области «Московский государственный областной университет».

Внеаудиторная жизнь преподавателей кафедры инклюзивного образования всегда наполнена событиями, связанными с научным руководством и методическим консультированим экспериментальных площадок на базе учреждений образования:

«Совершенствование коррекционно-педагогического процесса обучения учащихся с ОПФР через диадное взаимодействие «учитель-дефектолог – учитель начальных классов» (2017-2021 гг.) (совместно с ГУО «Средняя школа № 42 г. Витебска»);

«Внедрение модели инклюзивного образования в учреждении общего среднего образования» (2018-2021 гг.) (на базе ГУО «Средняя школа № 8 г. Новополоцка»);

«Внедрение модели формирования эмоционально-волевой сферы учащихся с особенностями психофизического развития в процессе коррекционно-педагогической работы» (2019 -2021 гг.) (на базе ГУО «Средняя школа № 3 г. Витебска»);

«Апробация образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с особенностями психофизического развития» (2018-2021 гг.), (на базе ГУО «Средняя школа № 46 г. Новополоцка» и ГУО «Октябрьская средняя школа Витебского района»);

«Внедрение модели развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования» на базе «Дошкольный центр развития ребенка № 5 г. Витебска» и ГУО «Ясли-сад № 99 г. Витебска»;

«Апробация структуры и содержания профильного обучения в специальных общеобразовательных школах», на базе Государственного учреждения образования «Витебская специальная общеобразовательная школа-интернат» (2019-2022);

«Школа эффективного родительства» на базе государственного учреждения образования «Дошкольный центр развития ребенка №2 г. Витебска» (2019-2022).

Итогом инновационной деятельности является проведение научно-практических конференций, видео-конференций, вебинаров, семинаров, мастер-классов

Кафедра инклюзивного образования демонстрирует широкую географию участия в научных мероприятиях различного статуса – региональных, республиканских, международных. С мая 2013 г. кафедра участвовала в реализации проекта «Каждый имеет право быть счастливым» под патронатом итальянского благотворительного фонда «Aiutiamoli а vivere».

На кафедре  формируются международные научные и деловые связи по выполнению теоретико-эмпирических исследований в рамках реализации совместного европейского проекта TEMPUS IV «Подготовка педагогов и образовательных менеджеров к работе с гетерогенными группами и организациями» (2014-2017 гг.); комплексного проекта совместно с Новгородским государственным университетом имени Ярослава Мудрого «Становление и развитие метатеории: управление многообразием в образовательных системах» (2017-2019 гг.), гранта БРФФИ по теме «Языковая культура как основа социокультурного развития детей с особенностями психофизического развития» (2017-2019 гг.); гранта БРФФИ-РФФИ «Концепция и стратегии гражданского образования детей и учащейся молодежи в контексте информационной безопасности» (2020-2022). Подавали заявки на участие в международном проекте ERASMUS MUNDUS в рамках проекта WEBB по сотрудничеству в области высшего образования между странами Европейского Союза и Восточного партнерства, а также в проекте EMINENCE (партнерство с высшими учебными заведениями Европы и третьих стран).

В рамках научных тем педагогического факультета «Психолого-педагогические ресурсы эффективного взаимодействия субъектов», «Имплементирование инновационных подходов к обучению в условиях современной гуманитарной образовательной парадигмы» осуществляется руководство курсовыми, дипломными работами и магистерскими диссертациями студентов.

В последнее время преподаватели кафедры все ярче проявляют себя в культурной и просветительской работе, принимая участие в мероприятиях воспитательной направленности в ВГУ имени П.М.Машерова, а также в социально значимых мероприятиях города и области, волонтерском движении:

победа в Международном конкурсе студенческих инициатив «Мое инклюзивное пространство» (призовое место в номинации «Социальная инклюзия в моем городе», НО “InclusivePractices”);

лучший социальный StartUp-проект «Инклюзивное пространство «Митр без границ»» ХI Международного чемпионата StartUp-проектов «Молодежь и предпринимательство», г. Гомель, 2019;

участие в республиканском научно-практическом семинаре «Современные подходы к реабилитации пациентов с психическими и поведенческими расстройствами». Учреждение здравоохранения «Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии»;

организация и проведение совместно с кафедрой медицинской реабилитации и физической культуры ВГМУ серии практических семинаров на темы «Инклюзивное образование», «Альтернативная коммуникация» для студентов учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет и студентов учреждения образования «Витебский государственный университет имени П.М.Машерова» с целью повышения уровня инклюзивного образования и практико-ориентированного обучения;

активное участие в областных интеграционных праздниках с международным участием «В кругу друзей: Антоновка» в целях популяризации идей инклюзии, развития творческих способностей людей с особенностями психофизического развития;

активное участие в Международном фестивале волонтерских команд «Наш выбор – здоровый образ жизни»

Кафедра инклюзивного образования сегодня – динамично развивающаяся структура ВГУ имени П.М. Машерова, а ее коллектив – сообщество профессионалов, научный, педагогический и личностный потенциал которых позволяет оптимистично прогнозировать новые достижения.

Научная работа кафедры осуществляется в соответствии с научной темой педагогического факультета «Имплементированиеинновационых подходов обучения в современной гуманитарной образовательной парадигме», зарегистрированной в государственном реестре НИОК(Т)Р (№ госрегистрации 20210114, дата регистрации 10.02.2021)

Научное направление кафедры - разработка и реализация инновационных подходов в обеспечении качества профессиональной подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования и интегрированного обучения

Цель - разработать инновационные подходы в преподавании учебных дисциплин, обеспечивающих профессиональную и специальную подготовку специалистов, обеспечивающих реализацию инклюзивного образовательного процесса.

Данная цель реализуется при решении следующих задач:

  • анализ и систематизация имеющегося практического опыта инновационной деятельности;
  • разработка инновационных подходов в преподавании учебных дисциплин, раскрывающих специфику работы педагога в условиях реализации принципа инклюзии в образовании;
  • определение психолого-педагогических и методических условий сопровождения инновационных образовательных практик;
  • экспериментальная проверка результативности деятельности в практике работы учреждений высшего образования и учрежденияй образования различных типов;
  • комплексное решение социально-образовательных и социально-воспитательных проблем.

Научно-исследовательская работа преподавателей

За период функционирования кафедры преподавателями опубликовано 8 монографий, порядка 500 статей и тезисов, из них более 30 статей в зарубежных изданиях, издано свыше 70 учебных пособий. Преподавателями кафедры активно создаются электронные учебно-методические комплексы и учебные электронные пособия. Имеется более 100 актов внедрения результатов исследования в учебный процесс педагогического факультета и учреждений образования Витебского региона.

Преподаватели кафедры участвуют в организации и проведении: международных научных конференций, студенческой научной конференции педагогического факультета с публикацией научных изысканий студентов и молодых ученых в сборнике научных статей «Мир детства в современном образовательном пространстве», конкурса научных работ студентов, магистрантов педагогического факультета (с международным участием) «Сердце отдаю детям».

Преподавателями кафедры осуществляется научное консультирование инновационных площадок в учреждениях образования Витебского региона (консультанты – кандидат педагогических наук, доцент Н.И.Бумаженко, кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Амасович, старший преподаватель Швед М.В.).

Преподаватели кафедры принимают участие в проектной деятельности:

выполнены теоретико-эмпирические исследования в рамках совместного европейского проекта TEMPUS IV «Подготовка педагогов и образовательных менеджеров к работе с гетерогенными группами и организациями» (2014-2017 гг.) (кандидат педагогических наук, доцент Н.И. Бумаженко, кандидат психологических наук, доцент С.В. Лауткина, старший преподаватель Швед М.В.);

реализован комплексный проект совместно с Новгородским государственным университетом имени Ярослава Мудрого «Становление и развитие метатеории: управление многообразием в образовательных системах» (2017-2019 гг.) (кандидат педагогических наук, доцент Н.И. Бумаженко, кандидат психологических наук, доцент С.В. Лауткина, старший преподаватель Швед М.В.),

выигран грант БРФФИ по теме «Языковая культура как основа социокультурного развития детей с особенностями психофизического развития» (2017-2019 гг.) (кандидат психологических наук, доцент С.В. Лауткина, кандидат педагогических наук, доцент Н.И.Бумаженко, кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Амасович);

ведется работа над грантом БРФФИ-РФФИ «Концепция и стратегии гражданского образования детей и учащейся молодежи в контексте информационной безопасности» (2020-2022) (кандидат педагогических наук, доцент Н.И.Бумаженко).

На кафедре защищено более 120 дипломных работ по специальности «Олигофренопедагогика».

Кафедрой подготовлено 85 магистров.

Научно-исследовательская работа студентов

Под научным руководством преподавателей кафедры опубликовано более 390 студенческих научных статей, 62 научных исследования заняли призовые места на Республиканском конкурсе научных работ студентов высших учебных заведений Республики Беларусь.

При кафедре работают студенческий кружок «Педагогический поиск» (руководитель – кандидат педагогических наук, доцент Н.И.Бумаженко, ответственные за работу кружка кандидат педагогических наук, доцент В.Н. Баранок, кандидат психологических наук, доцентН.В.Кухтова) и студенческий дискуссионный клуб «Мир без границ» (под руководством старшего преподавателя М.В.Швед).

Основными направлениями деятельности кружка «Педагогический поиск» являются организация тренингов личностного и профессионального роста (с привлечением учащихся школ г.Витебска, зарубежных студентов), изучение актуальных проблем специального образования, перспектив реализации принципа инклюзии в образовании, диагностика личности студентов, будущих специальных педагогов. В рамках функционирования студенческого кружка «Педагогический поиск» создана страничка в социальных сетях, где студенты могут получить актуальную информацию о его деятельности и познакомиться с новыми научными разработками в области специального и инклюзивного образования.

Основными направлениями деятельности дискуссионного клуба «Мир без границ» являются анализ современных концепций и научных достижений в области педагогики, специальной педагогики и психологии; изучение инновационных методов коррекционно-развивающей работы, приобретение умений в написании и оформлении научных статей, развитие навыков публичных выступлений у студентов.

Научные проекты кафедры являются победителями конкурса грантов ВГУ имени П.М.Машерова 2018-2021гг, конкурса инновационных проектов, на лучшую научно-исследовательскую работу, победителями районных, областных, участниками республиканских этапов конкурса «100 идей для Беларуси».

Расширяется международное научное сотрудничество кафедры инклюзивного образования с университетами-партнерами. Ярким примером является активное участие студентов специальности «Олигофренопедагогика», а с 2023 года и студентов специальности «Специальное и инклюзивное образование» в ежегодном студенческом международном педагогическом конкурсе «Наше призвание – зажигать маленькие Звёзды» на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого»; Всероссийской научно-методической дистанционной студенческой олимпиаде «Интерактивные методы организации наставнической деятельности в начальной школе» на базе ФГБОУВО «Сургутский государственный педагогический университет», Всероссийской студенческой олимпиаде (с международным участием) по теории и методике начального образования на базе ФГБОУВО «Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева»; международного конкурса студенческих научно-исследовательских работ по педагогике, психологии и дефектологии на базе ФГБОУВО «Оренбургский государственный педагогический университет» и др.

Преподаватели кафедры входят в Топ-100 самых цитируемых ученых Республики Беларусь.

1 2
фото 1 Фото 2
Фото 3 Фото 4
Фото 5 Фото 6
Фото 7 Фото 8

Фото 9.1

Фото 9 Фото 10.1
Фото 10 Фото 11
Фото 12 Фото 13
Фото 14 Фото 15
Фото 16 Фото 17

ГодКачества СлавянскийБазар Юбилей105Лет МолодежьПротивНаркотиков ПравовойФорум МолодежьБеларуси
ПатриотБу АбитуриентБу ВитебскиеВести РейтенговаяОценка qr code 3 ПравоБу ОрганамТорговли100ЛетВ2
Трудоустройство СтадиИнБу ЭкспортБу Витьбичи

Витебский государственный университет имени П.М. Машерова

home Адрес: 210038, г. Витебск, пр-т Московский, 33.

phone Телефон: (+375 212) 37-49-59 (приемная ректора)

printer Факс: (+375 212) 37-49-59

comment E-mail: info@mail-vsu.by

Социальные сети:

© Учреждение образования "Витебский государственный университет имени П.М. Машерова"